25 мая 2018 года Третьяковская галерея попала в криминальные хроники: посетитель музея внезапно схватил столбик ограждения, разбил им защитное стекло картины Репина «Иван Грозный» и несколько раз ударил по холсту. Вандал тут же был задержан и объяснил, что атаковал картину Репина «из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов».
Картина вызывает бурю эмоций с тех самых пор как автор представил ее публике в 1885-м году. Репин берет за основу исторический сюжет таким, каким он описан у историка Николая Карамзина: Иван Грозный, в порыве гнева, убивает своего старшего сына, царевича Ивана. Первая реакция публики - негодование. Как умер сын Ивана Грозного на самом деле, точно не известно. Но сильный живописный образ, созданный художником, - безумный взгляд Ивана Грозного, кровавая рана царевича, – создает у зрителей впечатление, что именно так все и происходило. По признанию Репина, ему самому во время работы над этой картиной порой становилось страшно, он прятал ее, но потом снова и снова возвращался к полотну.
Возмущается трактовкой сюжета и император Александр Третий. Репинской картине вменяют в вину нелицеприятное изображение самодержца: вид Ивана Грозного в припадке бешенства якобы отбрасывает тень на современных царствующих особ. Именно это полотно Репина становится первой в истории России картиной, запрещенной к показу, - жертвой цензуры. С тех пор из года в год, все выставки передвижников перед открытием будут проходить идеологический спецконтроль.
Картина Репина вскоре все же будет прощена и займет свое место в экспозиции Третьяковки, где почти через тридцать лет после создания переживет ножевую атаку. Первое покушение на шедевр происходит в 1913 году. Постоянный посетитель Третьяковки, иконописец-старообрядец Абрам Балашов с криком «хватит крови» три раза протыкает ножом лица на картине. Происшествие становится сенсацией. Хранитель галереи Егор Хруслов бросается под поезд. В столице за месяц раскупают все открытки с репродукциями "Ивана Грозного". На публичном диспуте в Политехническом музее Максимилиан Волошин всерьез выступает за то, что кровавую картину Репина нельзя выставлять в музее – на что Репин парирует: что же теперь, и Шекспира запретить?
Для реставрации картины сначала приглашают самого автора. Но в 1913-м году Илья Репин уже видит героев по-другому и начинает переписывать собственное произведение в фиолетовых тонах. Тогда живого классика отстраняют от работ, за дело берутся профессиональные реставраторы, по ниточке собирая холст и восстанавливая живопись максимально приближенно к оригиналу. Пройдет столетие, и история повторится: репинский «Иван Грозный» снова будет ранен и снова отправится на реставрацию.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: