Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

София Алексеевна Бобринская. Фрейлина, княгиня и авиатор. Линии судьбы.

Софья Алексеевна Бобринская – первая женщина - авиатор. Из родовитейшей русской дворянской семьи. Окончила свои дни в эмиграции, во Франции. С детства увлекалась точными науками, получила прекрасное воспитание и образование, будучи фрейлиною Высочайшего двора, не прельщалась нарядами, красивыми платьями, часто носила простую, скромную юбку и блузу. Ее мать,графиня Надежда, урожденная Половцева, была одной из первых женщин – астрономов в России, отец, сенатор, возглавлял Императорское Археологическое общество, был активным меценатом. В 1907 году вышла замуж за конного гвардейца, князя Петра Долгорукова, храброго офицера, церемониймейстера Императорского Двора. В браке у четы родилась дочь София. Через три года супруги, по взаимному согласию, расстались. Княгиня Софья Алексеевна всем балам и танцам предпочитала занятия по вождению автомобиля, хорошо разбиралась в технике. Княгиня, к примеру, была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на приз Его Императорск

Софья Алексеевна Бобринская – первая женщина - авиатор. Из родовитейшей русской дворянской семьи. Окончила свои дни в эмиграции, во Франции.

С детства увлекалась точными науками, получила прекрасное воспитание и образование, будучи фрейлиною Высочайшего двора, не прельщалась нарядами, красивыми платьями, часто носила простую, скромную юбку и блузу. Ее мать,графиня Надежда, урожденная Половцева, была одной из первых женщин – астрономов в России, отец, сенатор, возглавлял Императорское Археологическое общество, был активным меценатом.

В 1907 году вышла замуж за конного гвардейца, князя Петра Долгорукова, храброго офицера, церемониймейстера Императорского Двора. В браке у четы родилась дочь София. Через три года супруги, по взаимному согласию, расстались.

княгиня - авиатор.
княгиня - авиатор.

Княгиня Софья Алексеевна всем балам и танцам предпочитала занятия по вождению автомобиля, хорошо разбиралась в технике.

Княгиня, к примеру, была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года. Маршрут пробега: Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилёв - Киев - Гомель - Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург, протяжённостью 3200 км. Ее автомобиль шел под девятнадцатым номером и непременно получил бы главный приз, если бы уже почти на финише гонки другой участник, столкнувшись с мотором княгини, не разбил на нем радиатор. Но княгиня не остановилась и прибыла к финишу в поврежденном автомобиле, встреченная горячими аплодисментами участников и зрителей.

Газеты Петербурга часто писали о ней в те годы в восторженном и удивленном тоне. И было отчего. Вот, к примеру, одна из заметок того времени:

 в автомобиле, рядом с супругом князем П. Долгоруковым.
в автомобиле, рядом с супругом князем П. Долгоруковым.

«Но не только автомобильным спортом интересовалась княгиня. Во время авиационной недели на Коломяжском ипподроме она оказалась первой женщиной, поднявшейся в качестве пассажира на аэроплане «Фармана», вместе с летчиком Христиансом».

Дерзкая и решительная амазонка воительница даже окончила Шартрскую летную школу во Франции, и серьезные аварии, в которые она попадала, ничуть не изменили ее намерения покорять небо!

Но и это еще не все в ее биографии! Княгиня София закончила Женский медицинский институт в Петербурге. Во время Второй Балканской войны была в составе русской медицинской миссии. Когда в Сербии началась эпидемия холеры, открыла в городке Кочане больницу. По свидетельству очевидцев, в начале 2-й балканской войны Сербия была похожа на «какой-то колоссальный госпиталь».

княгиня София Алексеевна в годы эмиграции.
княгиня София Алексеевна в годы эмиграции.

С конца 1912 – начала 1913 г. в различных районах страны стали вспыхивать очаги эпидемий. Разносчиками заразы, как правило, становились пленные.

К середине 1913 г. ситуация только ухудшилась. 13 июля 1913 г. газета «Вечернее время» сообщила о распространении холеры. Автор заметки с тревогой заметил, что «смертность от холеры очень велика, в Сербии нет врачей, способных её лечить».

Это было не совсем так. На вновь присоединённых территориях с инфекционными болезнями сражались, плечо к плечу с сербскими врачами, международные санитарные отряды, в том числе русский – княгини С. А. Долгоруковой. Русская эпидемиологическая миссия княгини Долгоруковой приехала в город Кочане, который был занят сербами 23 июня 1913 г., в начале июля 1913 г. По донесениям сербских военных, она состояла из двух молодых неопытных врачей и пяти сестёр, которые «очень хорошо и жертвенно работали, как и сама княгиня».

Из пяти сестёр милосердия эпидемиологической миссии четыре (Александра Соловьёва, Вера Драгомирова, Мария Владимирова и Евгения Митюрева) были из Тверской Серебряной общины. Чтобы оказаться в Сербии, им пришлось подать заявление об уходе, что автоматически лишало их будущей пенсии по выслуге лет.

Результаты труда отряда Долгоруковой были впечатляющими: «из 2000 больных холерой, благодаря миссии, только за один месяц удалось спасти 1200», что являлось несомненным доказательством умелой и правильной работы.. За свою самоотверженную деятельность в Сербии княгиня С. А. Долгорукова получила награду из рук короля Петра.

Когда началась первая мировая княгиня подала прошение об отправке на фронт в качестве авиатора. Прошение отклонили и княгиня отправилась на фронт добровольно в качестве сестры милосердия.

О ней чудом сохранились мемуарные воспоминания. Вот как писал о ней современник, доктор А. Емельянов, в книге «Персидский фронт»:

« …В холерном отделении в круглом сводчатом зале пришлось больных класть на циновках на каменный пол… Холерных человек шестьдесят. В «бараке» доктор – кн. Долгорукая. Слушает пульс, дает лекарства, поправляет подушки, переворачивает больного. Все сама. Молодая, лет двадцати пяти. Уже несколько ночей она не спит, и странным кажется бледно-зеленый цвет ее лица… от усталости, или это такое освещение в полутемном сводчатом зале старинного здания? Она – в белом халате, со сжатыми губами и карими, с лихорадочным блеском, глазами… Мать, доктор, авиатор, георгиевский кавалер трех степеней – она уехала с нашего фронта полным кавалером. Бесстрашная в боевой обстановке, она презирала опасность и в заразном бараке. Она очень любила жизнь и была фаталисткой. На фронте она рисковала ею очень часто – жизнью молодой, интересной и материально сверх меры обеспеченной. Нет, это не только любовь к приключениям! Это уже любовь к долгу, к посту своему, к ближним!»

В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО). Распад армии лишил её возможности воспользоваться назначением. Но, возможно, она совершила несколько вылетов в качестве разведчика к линии фронта. Свидетельств просто нет.

В годы революции София Алексеевна встретила своего будущего второго супруга, светлейшего князя Петра Петровича Волконского, коллежского советника МИД. Поэт и литератор, Петр Петрович был известен в кругу людей Серебряного века.

 Во времена "Фрейлинства". Они были недолгими, эти времена.
Во времена "Фрейлинства". Они были недолгими, эти времена.

О своем втором замужестве Софья Алексеевна сама вспоминала с иронией:

«Когда мы уходили, П.П. обратил мое внимание на большую красную ленту, гирляндою протянутую через зал. На ленте виднелась надпись: "Она ждет его". "Как это трогательно, — воскликнул П. П., — это, вероятно, относится к невесте, ожидающей жениха". Мы подошли ближе. "Буржуй хочет гильотины. Она ждет его", — гласила надпись. Под этой эмблемой положено было начало нашей совместной жизни».

***

В мае 1919 г. княгиня пересекла советско-финляндскую границу, отправляясь на поиски дочери, которая, как выяснилось потом, была эвакуирована из Крыма с бабушкой, княгиней Долгоруковой, на борту британского крейсера «Мальборо». Семья воссоединилась во Франции, и долгие годы княгиня София Алексеевна служила для нее духовной опорой и поддержкой. Кроме того, она содержала семью, получив на руки водительское удостоверение шофера такси. София Алексеевна скончалась в 1928 году. Похоронена во Франции.

Легенда о ней и ее подвигах жива и до сих пор.