Найти тему
Провинциальный DIGITAL

«Чи-Фань», лапша и зрелища: как азиатский стритфуд покорил Владивосток и движется на Запад

Трое парней 20+ собрали 400 тысяч рублей, установили морской контейнер в неприглядном месте и стали продавать лапшу-вок. Прошло пять лет. Вокруг контейнера выросла улица азиатского стритфуда – одно из любимых мест отдыха горожан и туристов. Оборот компании 150 млн рублей в год. Около 100 сотрудников. Ковид-ограничения убивают заведения общепита по всей стране, а «Чи-Фань»* отрывает новые точки – их уже девять. И строит амбициозные планы идти из Владивостока на Запад, чтобы нести людям лапшу и зрелища.

Живучесть азиатскому стритфуду обеспечивают пять базовых принципов:

простота,

атмосфера,

зрелищность,

скорость,

цена.

К ним учредители «Чи-Фань» на старте договорились добавить ещё один – о том, где брать деньги на бизнес. Формула «5+1», как оказалась, работает и в относительно спокойные времена, и в коронакризис.

*«Чи фань» - по-китайски «есть», «кушать». «Чифанить» - есть (по-владивостокски).

Простота

Подача уличной еды организована предельно просто, даже QR-требования предъявить невозможно. Блюда готовят в открытом павильоне, фудтраке, автокафе на вынос и на доставку. В азиатском стритфуде простота смешана с восточной экзотикой. Основа меню: лапша и рис с мясом/морепродуктами/овощами и азиатской «перчинкой». Топ продаж у «Чи-Фань» - лапша с курицей.

Азиатский стритфуд ещё более демократичен, чем американский фастфуд. Он легко подстраивается под вкусы клиентов. А клиенты изголодались по путешествиям и впечатлениям.

Атмосфера

«Когда мы поставили первый павильон, сразу родилась идея превратить это место в улицу азиатского стритфуда. Такие мы видели в Пекине, Токио, Сеуле, Бангкоке. Интересно не просто продавать еду, а развивать стритфуд-культуру»,

- рассказывает генеральный директор и соучредитель компании «Чи-Фань» Дмитрий Марков.

За пять лет в благоустройство гастро-улицы компания вложила 20 млн рублей из своей прибыли. К кафе подвели канализацию (для прибрежных кафе Владивостока – это достижение, многие сливают стоки в море), положили асфальт, обустроили деревянную набережную со столиками и лежаками, построили сцену. По вечерам стали приглашать местных музыкантов выступать с концертами на стритфуд-улице. Поток клиентов в эти дни увеличивается в разы. Покупаешь коробочку лапши за 200-300 р., а тебе в придачу «живая» музыка, закат на море, свежий морской бриз, весёлая компания – в общем, чифань и чилль. Influence-маркетинг работает.

«На нашей уличной деревянной сцене уже выросли «звёзды» - это группы HE («Хи») и «Сатисфаер», - не без гордости добавляет Дмитрий Марков, - «Каждую весну ститфуд-улицу мы приводим в порядок – климат у нас суровый. Нужно подкрасить, починить. Это около 3-х млн рублей. Каждый новый мэр предъявляет новые требования, а это доп.расходы. Асфальт попросили расширить – и мы перекладывали асфальт. Но и мы каждый год устраиваем что-то новое на стритфуд-улице. И это всё окупаемо».

Зрелищность

Еда как экшн. Ты видишь, как её для тебя готовят (для эффекта поджарят на огненном пламени). Очередь за коробочками с лапшой движется, пританцовывая под музыку. Ещё немного и ты станешь частью самого массового городского пикника - все точки «Чи-Фань» расположены в местах отдыха: на набережных, в парках. Вид завораживает, на природе любая еда вкуснее. С наступлением ночи ещё больше лапши и зрелищ.

Этим летом стритфуд-улица на три ночи превратилась в «Азиатский ночной рынок» (Asia Night Market). Компания «Чи-Фань» кинула кличь среди гастроэнтузиастов: любой человек, вне зависимости от профессии, кто умеет быстро и вкусно готовить стритфуд, может прийти и продемонстрировать свой кулинарный талант прямо на улице. Корми людей и зарабатывай.

Пять лет назад на пляже «Юбилейный» в центре Владивостока страшно было появляться после заката. Арендатор предложил ведущим в городе корнерам взять этот участок муниципальной земли в субаренду и организовать точки питания. Все отказались – много рисков, место непроходное, земля под судами. Рискнули три парня 20+. Поставили морской контейнер, сколотили столы из паллетов, за ночь придумали название и логотип «Чи-Фань». Начали в середине июля, к концу летнего сезона отбили издержки, вышли в прибыль.

Скорость

Стритфуд - бизнес преимущественно сезонный. За короткий период нужно выжать максимальный результат. Продажи зависят от погоды, от скорости приготовления блюд, от умения приспосабливаться под меняющийся спрос.

«Мы придумали конвейерную систему и масштабировали её. Рабочий процесс выстроен максимально технологично. Повара готовят не по заказу гостя, а как в «МакДоналдс»: блюдо обирается из полуфабрикатов по строгому алгоритму. 5-15 минут и готово. Первый год мы варили лапшу в кастрюле и просто накладывали. Сейчас точки получают полуфабрикаты из заготовительного цеха, и им нужно только разогреть», - объясняет Дмитрий Марков.

За летний сезон-2021 в «Чи-Фань» приготовили 476 000 порций (население Владивостока около 607 000 человек). Местные повара не выдерживают такой скорости. «Наши уходят на сотой порции, а точке в день нужно приготовить 2,5 тысяч. Поэтому у нас работают в основном трудовые мигранты из Узбекистана», - рассказывает Дмитрий Марков, - «Узбеки более выносливы для работы на улицы. Они растут в условиях жары и с детства умеют готовить плов. В них заложено базовое чувство вкуса».

Повара заинтересованы готовить быстро и много – они получают процент с каждой порции.

Международные сети фастфуда KFC и "МакДональдс" пришли во Владивосток после того, как появился "Чи-Фань". Местный бренд азиатского стритфуда успешно конкурирует с глобалистами.
Международные сети фастфуда KFC и "МакДональдс" пришли во Владивосток после того, как появился "Чи-Фань". Местный бренд азиатского стритфуда успешно конкурирует с глобалистами.

Цена

Максимум калорий по минимальной цене – главная политика ценообразования в стритфуде. Популярность уличной еды растёт на фоне снижения платежеспособности населения. Рост популярности будет продолжаться, уверен Дмитрий Марков:

«Рынок диктует условия. Население беднеет. И не надо это скрывать или стыдиться. Люди не могут себе позволить то, что раньше. Например, ходить в рестораны. Поэтому они всё чаще выбирают точки быстрого питания. А мы откликаемся на потребности людей. Да и сами по элитным ресторанам не ходим. Это не наш формат».
Свободный формат азиатского стритфуда. Качеля у моря бесплатно, лапша - от 215 рублей, рис - от 205 рублей.
Свободный формат азиатского стритфуда. Качеля у моря бесплатно, лапша - от 215 рублей, рис - от 205 рублей.

+ 1 или где брать деньги на бизнес

В самом начале партнёры договорились, что строят бизнес только на свои. Без кредитов, инвестиций, субсидий. В течение пяти лет деньги не выводили из компании, а вкладывали в развитие сети «Чи-Фань».

«Мы не из тех, кто с первой прибыли покупает «Лэнд Крузер». Главное, что мы ничего никому не должны, у нас нет кассовых разрывов, мы всегда формировали «кубышку». Поэтому когда всех закрыли на карантин, мы просто ужались, сократили смены и продолжили работать. Большинство заведений общепита открываются за кредитные средства, дебеторка большая, кассовые разрывы. Даже те компании, которые пережили локдаун, сейчас выживают …»
Азиатский стритфуд идёт на Запад
Азиатский стритфуд идёт на Запад

«Чи-Фань» идёт по пути органического роста, открывая по 2-3 точки в год. Можно было бы взять кредит, и в разы увеличить темп. Но в условиях, когда всё меняется каждые полгода, для учредителей компании устойчивый рост и отсутствие долгов важнее головокружительного взлёта. Сейчас «Чи-Фань» готовит предложение для партнёров из других регионов (возможно, можно будет купить франшизу). Предпринимательский голод велик – хочется накормить азиатским стритфудом всю Россию.

Подписывайся на "Провинциальный digital"! Рассказываем о несгибаемых предпринимателях Сибири и Дальнего Востока.