В который раз убеждаюсь, что настоящая любовь не увядает, и поттероманом можно быть в любом возрасте.
Вот недавно мне пришло письмо от читательницы, которая вернулась к чтению Гарри Поттера благодаря дочери. Вернулась, перечитала и поняла, что с возрастом многое воспринимается иначе. А потом написала мне содержательное письмо о Рону Уизли - персонаже, которого, по её мнению, слишком недооценивают.
Здравствуйте! Возможно вам будут интересны мои мысли вслух)
Недавно начала читать цикл книг о Гарри Поттера дочери, не удержалась и перечитала все книги. Фильмы и книги в последний раз видела лет 10 назад, так что всё было основательно подзабыто. Удивилась, увидев много интересных моментов и аллегорий, которых раньше и не замечала, а главное, поразилась, насколько на самом деле интересен и сложен персонаж Рона Уизли, и еще больше – когда увидела, что многие этого персонажа недооценивают, а кто-то и вовсе не любит, называя предателем. Поэтому хочется за него заступиться.
Первые три книги – книги детские. Герои в них смелые, отважные, где-то до слабоумия. Но из этих книг у читателя должно возникнуть понимание, что цель у каждого из троих хоть и общая, но мотивы (ориентиры) разные:
- Гарри Поттера ведет его желание отомстить за смерть родителей или можно сказать жажда справедливости
- Гермиону Грейнджер – ее идея равенства как волшебников, так и других магических народов
- Рон Уизли – единственный из трио, кто имеет право выбора, и его ведет его выбор – выбор светлой стороны.
Рон не имеет своей яркой индивидуальности как друзья или его многочисленные братья, при этом он совсем не пустышка. Умен, но не так как Билл, любит животных, но не настолько, как Чарли, честолюбив, но не в такой степени, как Перси, веселый и безалаберный, но не до безрассудства как Фред и Джордж. В своей семье он чувствует себя белой вороной. И дружба трех друзей в самом начале – это в принципе дружба «изгоев», которая помогает им преобразиться к концу цикла и всем троим стать полноценными личностями.
Рон имеет прагматичный ум, соображает, может, не так быстро, как Гермиона, и не имеет таких инстинктов и интуиции, как Гарри, но при этом способен просчитывать на несколько шагов вперед, обходить препятствия (правила), при этом к избыточному риску не склонен. Очень для меня примечательный момент, когда в ОФ Гермиона считает, что изобретения Фреда и Джорджа – просто глупости, а Рон видит в этом прибыльный бизнес.
Итак, о выборе. Проблема выбора для Рона начинается с Кубка огня, т.е. сразу после разоблачения крысы Коросты, которая оказалась волшебником-анимагом, предавшим родителей его лучшего друга, и причиной их гибели. С этого момента у читателя должен возникнуть вопрос, станет ли Рон другом для Гарри, таким, как Сириус Блэк для Джеймса Поттера, или же он просто примазался к сильному и знаменитому и уподобится Питеру Петтигрю.
В Кубке Огня Рон должен решить, что ему важнее – его личные амбиции и желание выйти из тени, или дружба. Решение сложное, если учесть, что из тени братьев выйти не так уж и тяжело, а вот из тени «мальчика, который выжил», легенды волшебного мира, выйти крайне сложно. Да и в дружбе их на самом деле не все так просто, Рон дает Гарри больше, чем тот ему, практически вводит его в свою семью и делится любовью матери, которой ему и самому не хватает. Гарри же для Рона - друг, который постоянно вляпывается в истории. Это, конечно весело, но и опасно, в первую очередь для его семьи. С учетом этого всего, Рон выбирает дружбу и «роль второго плана». Неплохо для 14-летнего мальчика.
Дальше всё еще больше усложняется. После назначения старостой в ОФ наш герой получает от опального брата Перси практически инструкцию, как добиться власти, успеха и выбраться из такой ненавистной ему бедности. Рон снова выбирает верность другу, правде и «светлой» стороне, причем без колебаний. В Ордене Феникса показано, насколько опасна их дружба, Артура Уизли едва не убивают. Может ли человек рациональный со стратегическим умом всего этого не замечать?
В ОФ много моментов, которые дальше имеют ключевое значение (та же диадема появляется именно здесь). Поэтому нельзя не обратить внимание, что в книге несколько раз упоминается, как как Рон с Гарри играют в волшебные шахматы. Так может, игра идет, а мы ее не замечаем? Сцена с мозгами в министерстве тоже очень примечательна. Выглядит она, согласитесь, странно. Рон приманивает к себе мозги, и они его оплетают своими щупальцами. Что это, если не прямое указание, что мальчик борется со своими мыслями? А шрамы от мыслей, как нам говорят, заживают очень долго.
Со своими мыслями он сражается практически всю шестую книгу, и теперь перед ним выбор куда более сложный.
Он должен оставить свою семью в опасности «во имя» высокой цели. Выбор, перед которым в том же возрасте оказался и Дамблдор. Дамблдор выбрал отправиться со своим другом Гриндевальдом на поиски Даров Смерти и так же оставил свою семью, которая в нем нуждалась. Его сестра погибла, и всю оставшуюся жизнь Дамблдор жалел о своем выборе.
Вообще, в книгах у Рона и Дамблдора много общих черт. Оба высокие, рыжие, с длинными носами, у обоих есть шрам на ноге, любят сладости (вспомните пароли), поесть (судя по поведению на пирах), комфорт (стоит вспомнить, что Дамблдор наколдовал для Гарри на суде уютное ситцевое кресло, в то время, как Макгонагалл сотворила жесткие стулья) да и пошутить. Хорошая такая параллель получилась. Поэтому неудивительно, что Дамблдор завещал Рону именно делюминатор, понимая, с каким выбором тот столкнется.
Уход Рона в Дарах Смерти был предсказуем, нет в нем ничего особенного, а вот возращение как раз дает пищу для ума. Потому что уходил на поиски крестражей он в первую очередь, чтоб защитить друга и любимую. Ему есть место в новом мире, там лично ему ничего не грозит. А как раз дружба с Гарри подставляет под удар всю его семью. Это нам показывает и проникновение в министерство в Дарах. Роли здесь распределены очень четко. Гарри видит несправедливость новой системы, Гермиона – дискриминацию таких как она. Им обоим нет места в новой реальности. А Рону в роли Кроткотта же просто советуют в следующий раз жениться на чистокровке.
В уходе Рона есть, конечно, и вина Гарри. Не так уж легко оставить свою семью. Когда друг так нуждался в поддержке, тот его оттолкнул. А ведь Рон ждал, наверное, другого. Ведь Гарри для его матери был приемным сыном, а единственная сестра – любимой. Да и Гермиона, если честно, дала под дых. Ревность к Гермионе здесь была совсем не ключевым моментом. Потому что до этого она как-то явно в отношении Гарри и не выражалась.
Ну а теперь возвращение. Здесь посылов еще больше. Во-первых, сам способ возвращения. Впустить в себя в свет и уйти в неизвестность. Ведь, насколько помню, инструкции к делюминатору не прилагалось. Для такого нужны мужество, решимость и, скорее всего, полнейшее отчаяние.
Вот он пришел на холм, знает, что друзья где-то рядом, знает, что его любимая предпочла другого. Сидит и ждет. Один. Зимой. На обдуваемом ветрами холме. Какое там было вознаграждение за информацию о месте нахождения Гарри Поттера? 10000 галеонов? Наверное, за целый день он успел об этом подумать? А достаточно сообщить кому надо или произнести имя Волдеморта, чтоб все защитные заклятия пали. То есть, пойти по пути Петтигрю… Остается на светлой стороне.
Видит лань, видит, как Гарри вошел в озеро, видит, как он тонет. Соперник тонет. Рона никто не сможет обвинить в гибели Гарри, достаточно ничего не делать, а потом сказать, что пришел уже слишком поздно. То есть пойти по пути, который выбрал в свое время Снегг. Вместо этого без раздумий, прямо в одежде бросается в ледяную воду и достает, все, что нужно. Друга, крестраж, меч.
И мы подходим к главному выбору Рона за всю книгу. Разрушая крестраж, он признает, что все его личные ценности не важны в сравнении с той миссией, которая на них возложена. Готов оставить семью, готов засунуть свои чувства в одно место, простить друга и двигаться дальше. Через отрешение от житейских страстей к нему приходит внутренняя сила. Поэтому теперь мы получаем совсем другого Рона: преображенного, уверенного в себе, своей цели в жизни и роли в команде. Снова с нами наш рыцарь из первых книг, а рыцарю за подвиги положена принцесса.
Кстати, все-таки мне кажется, что в трио, хоть Гарри и был лидером, главным среди них он не был. Роль всех в большой игре Дамблдора была определена еще в Философском камне. Гермиона – ладья, вторая по силе фигура в шахматной армии, после ферзя (ферзь, как я предполагаю, Снегг), Рон – играет за коня, подставляет себя под удар, чтоб слон (Гарри) смог поставить шах королю (Волдеморту). У каждого была своя роль, поэтому были важны все.
И эпилог у книг с подтекстом. Дочь Гермионы и Рона первый раз в жизни едет в школу. Форма с иголочки (комплекс Рона, всё детство носившего одежду братьев), и это наставление относительно Малфоя скорее подразумевает «гордись своим происхождением» (сколько раз Гермиону называли грязнокровкой). Ну и, конечно, «я страшно знаменит» Рона - говорит, что он уже давно не видит себя в чьей-то тени.
Спасибо за прочтение. Надеюсь, было интересно. Хотелось с кем-то поделиться мыслями.
Elnara Glukhova
Спасибо за ваше письмо, Elnara. Я тоже, вернувшись к Поттериане через годы разлуки, осознала, что многое и многие воспринимаются иначе. И да, Рона Уизли, на мой взгляд, очень уж недооценивают... так же, как Гарри, Гермиону, и многих-многих других. Даже Снейпа. Поэтому мне всегда радостно видеть, как поттероманы раз за разом возвращаются к любимой вселенной, обдумывают, переосмысливают и делятся своими идеями.
Напоминаю, что если вы хотите опубликовать на канале своё письмо, можете написать мне в личку, в личку в группе ВК или на почту semesemenova@yandex.ru