Вот уже двадцать лет я работаю учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе. За это время я выпустила большое количество учеников – с отличием и нет, с желанием двигаться вперёд и не очень, с рвением быть всегда впереди и стремлением спрятаться за спины других. О последней группе учеников мне и хочется поговорить сегодня.
Переходя в среднее звено, ученики получают возможность самостоятельно выбирать своё место во время уроков. Кто-то борется за возможность сидеть за первыми партами, а кто-то доволен сидеть на последнем ряду, так называемой «галёрке».
Кстати, галёрка – устаревшее слово, которым называли самые отдаленные и дешёвые места в театре на верхнем ярусе. Так почему же учащиеся стремятся сесть за последние парты и всегда ли там сидят двоечники и прогульщики?
Неудивительно, что, попадая в новое место, ребёнок испытывает стресс, а как следствие – возникает желание спрятаться, защититься. Вот тут и приходят на помощь места за последними партами, ведь – чем дальше, тем менее заметнее, считают ученики.
Случается, что ученикам с высоким ростом приходится сидеть сзади, чтобы не загораживать обзор остальным. К сожалению, так или иначе, ребята на задних партах менее вовлечены в процесс, больше отвлекаются на современные гаджеты или другие дела.
Как учитель, я считаю, что половина ответственности за успеваемость учащихся с «галёрки», лежит на моих плечах. Мне нужно организовать рабочий процесс так, чтобы все дети были максимально задействованы, уделить внимание всем и каждому. Конечно, это требует большой энергии, но как радуется сердце, когда успех ребёнка не зависит от места, где он сидит.
Для того, чтобы каждый имел возможность сидеть за первыми и последними партами, я завела специальный блокнот, с изменением рассадки. Учащиеся сами выбирают, с кем сидеть, а за какими партами – согласно графику. Неудивительно, что не все дети в восторге от этого, но зато я делаю всё возможное, чтобы мотивировать учеников максимально погрузиться в деятельность на уроке. И это работает, особенно, если не делить класс на отстающих и преуспевающих, не вешать ярлыки «галёрки».