Найти тему
Петр Власов

Асы 2МВ: лучшие летчики британской бомбардировочной авиации

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Особенностью британской авиации, отличавшей ее от ВВС большинства других стран, было то, что англичане высоко ценили свой ударный род авиации, и летчики бомбардировщиков у них получили значительно больше Крестов Виктории (высшей военной награды Великобритании), чем добившиеся весьма высоких успехов летчики-истребители. Однако особенность наградной системы «островитян» сегодня практически не позволяет выделить из трех десятков награжденных Крестом Виктории авиаторов те лица, что внесли наибольший вклад в дело разгрома противника. Ведь Крест Виктории в Великобритании выдавался не за большое количество боевых вылетов или значительный урон, нанесенный врагу, а только за конкретный личный подвиг в конкретном бою.

Крест Виктории – высшая боевая награда Великобритании
Крест Виктории – высшая боевая награда Великобритании

Таким образом, кавалером Креста Виктории мог стать даже неопытный летчик, а теоретически - даже человек, совершивший всего один, но героический боевой вылет, или даже в силу своей специальности лишь номинально влиявший на наносимый врагу его самолетом урон. Это подтверждается тем, что среди авиаторов, награжденных Крестом Виктории, были три бортстрелка, радист и бортмеханик – люди, получившие высшую награду за совершенный в бою личный подвиг, но выполнявшие в экипаже лишь вспомогательные функции, и не имевшие прямого отношения ни к выводу самолета на цель, ни к точному сбросу бомб.

То, что каждый кавалер Креста Виктории герой – бесспорно; но это не означает, что каждый из награжденных был выдающимся авиатором, умело громившим врага на протяжении длительного времени войны. Поэтому в следующий ниже список я постарался внести тех кавалеров высшей боевой награды Великобритании, чей вклад в борьбу с нацистской Германией, насколько мне известно, был наиболее длительным и весомым. Понимаю, что мое мнение субъективно, и может не удовлетворить взгляды некоторых лучше разбирающихся в вопросе читателей, а потому готов обсудить поправки к статье.

CHESHIRE Leonard

Англичанин, командир бомбардировочного соединения

-3

Леонард Чешир бесспорно должен идти в этом списке лучших бомбовых асов Великобритании первым. Ведь он стал единственным летчиком британских Королевских ВВС, награжденным Крестом Виктории (в нарушение статута этого ордена!) не за какое-то одно конкретное событие, а по совокупности боевых заслуг за всю войну. Так, например, в ночь на 13.11.1940 г. во время налета на Кёльн его бомбардировщик «Уитли» получил сильные повреждения но, несмотря на это, Леонард Чешир смог выполнить поставленную задачу, и благополучно вернуться в Англию. Затем летом 1944 г. под его командованием «Ланкастеры» из 617-й эскадрильи, каждый из которых нес по одной пятитонной бомбе «Толлбой», совершили ряд рейдов на бомбежку важнейших немецких объектов, в т.ч. налеты на гавани Гавра и Булони, где были уничтожены 133 германских малых корабля (в основном торпедные катера). Атаковали бомбардировщики Леонарда Чешира так же стартовые позиции и хранилища ракет V-1 на территории Франции (в это время он летал уже на «Москито»). Эти бомбежки соединения Чешира значительно снизили количество «Фау», упавших на Лондон в 1944 г. В ходе 2-й мировой войны Чешир кроме Креста Виктории был также удостоен орденов DSO и DFC, а после войны он получил титул барона Вудхола (Baron of Woodhall).

Боевые награды Леонарда Чешира
Боевые награды Леонарда Чешира

GIBSON Guy

англичанин, командир авиакрыла бомбардировщиков Авро «Ланкастер»

«Ланкастер» Гая Гибсона с ротативной бомбой, 1943 г.
«Ланкастер» Гая Гибсона с ротативной бомбой, 1943 г.

Вторым в списке самых заслуженных пилотов бомбардировщиков Великобритании, несомненно, должен быть Гай Гибсон. Хотя он получил Крест Виктории за конкретный рейд «дамббастеров», заслуги этого летчика значительно шире, чем один, пусть даже и героический боевой вылет.

Пилот-офицер (лейтенант) Гибсон на бомбардировщике «Хэмпден» участвовал в рейдах с первых дней войны: сбрасывал магнитные мины в гавань Киля, бомбил Гамбург и Бремен. уничтожал железнодорожные мосты и тоннели (загоняя с бреющего полета бомбы в горловину горного тоннеля!). В одном из вылетов осколки зенитного снаряда перебили рули на его самолете, но Гибсон вернул машину на базу, управляя ею одними моторами. В сентябре 1940 Гай участвовал в налетах на Берлин, Антверпен и Потсдам. Переведенный в ночную истребительную авиацию, Гай Гибсон за 1941 год совершил 99 боевых вылетов, сбил 3 немецких самолета и повредил еще 4. Начальство заметило талантливого летчика и направило его на штабную работу, однако деятельный Гибсон добился перевода в боевую часть, и был назначен командиром 617-й бомбардировочной эскадрильи. Теперь он на тяжелом четырехмотороном «Ланкастере» бомбил Вильгельсхафен, Бремен, Геную, Милан, и вновь - Берлин. А в ночь с 16 на 17 мая 1943 года Гибсон провел свою самую знаменитую операцию. Тогда девятнадцать тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер» из его 617-й эскадрильи, которых вел лично Гай Гибсон, тремя группами на «бреющем» полете атаковали специальными ротативными бомбами дамбы Мен, Эдер и Зорпе. В результате в двух первых дамбах образовались большие проломы, и водой были затоплены долины рек Рур и Эдер, где находилось несколько военных заводов 3-го Рейха. Немецкой зенитной артиллерией были сбиты восемь «Ланкастеров», и из 56 человек, входивших в их экипажи, спаслись только двое. За этот налет 24-летний винг-коммандер (подполковник) Гай Гибсон и был награжден Крестом Виктории.

«Ланкастеры» Гая Гибсона взламывают ротативными бомбами дамбы
«Ланкастеры» Гая Гибсона взламывают ротативными бомбами дамбы

Гай Гибсон погиб 19 сентября 1944 г. При бомбежке в плохую погоду железнодорожного узла у голландского города Берген-оп-Зом он на самолете «Москито» поднырнул под низкие тучи и обозначил светящимися маркерами цель для идущих следом бомбардировщиков своего Крыла. В этот момент его самолет и поразили немецкие зенитные снаряды…

REID William

Шотландец, пилот бомбардировщика Авро «Ланкастер»

-7

В ночь с 2 на 3 ноября 1943 г. бомбардировщики «Ланкастер» из 61-й эскадрильи, один из которых пилотировал флайт-лейтенант Уильям Рейд, участвовали в налете на Дюссельдорф. Над побережьем Голландии самолет Рейда атаковал немецкий ночной истребитель Bf-110, и на нем были повреждены верхняя башня, рулевое управление, разбито лобовое стекло пилотской кабины и часть приборной доски. Сам Рейд получил ранения в голову, плечо и руку, но, несмотря на это, решил продолжать полет к цели. Спустя некоторое время «Ланкастер» вновь был атакован. На этот раз на бомбардировщике был уничтожен компас, выведена из строя система подачи кислорода и повреждена гидросистема. Штурман был убит, бортрадист смертельно ранен; ранен и бортмеханик. Рейд получил новое ранение в правую руку, но упорно продолжал держать курс и, в конце концов, выполнил задачу, сбросив бомбы на один из заводов Дюссельдорфа. Периодически теряя сознание от большой кровопотери, страдая от холода, Рейд при помощи раненого бортмеханика сержанта Джеймса Норриса все же смог дотянуть до своего аэродрома в Англии, ориентируясь при этом только по звездам. Во время посадки на «Ланкастере» сломались основные стойки шасси и бомбардировщик около шестидесяти метров проскользил на животе. За мужество, проявленное при выполнении боевого задания, 21 - летний флайт-лейтенант Уильям Рейд был награжден Крестом Виктории.

После выписки из госпиталя Рейда перевели в 617-ю эскадрилью. Это было подразделение для специальных задач; все «Ланкастеры» эскадрона были приспособлены нести бомбу «Толлбой» массой 12 тыс. фунтов (5443 кг). На таком самолете 31 июля 1944 г. Рейд участвовал в налете на подземное хранилище ракет «Фау», находившееся южнее французского города Реймс. Вскоре после того как Рейд с высоты 3700 м сбросил свою бомбу «Толлбой», в его «Ланкастер» неожиданно попала такая же бомба, сброшенная с другого бомбардировщика, который, как оказалось, летел на 1800 м выше. Тот «Ланкастер», по расчетам, должен был появиться над целью только через 15 мин после самолета Рейда, но оказался над ней одновременно с ним. Бомба прошла сквозь фюзеляж «Ланкастера», полностью нарушив его конструкцию и перерубив все тяги управления. Рейд отдал приказ немедленно покинуть падающий самолет, но, как затем выяснилось, из шести человек его экипажа спасся только один бортрадист Дэвид Лакер. Сам Рейд с огромным трудом смог открыть аварийный люк и выпрыгнул на парашюте за несколько секунд до того, как «Ланкастер» развалился в воздухе на две части. Во время неудачного приземления Рейд сломал себе руку, а еще через час его взял в плен немецкий патруль. До конца войны летчик содержался немцами в лагере для военнопленных около города Бранденбург. В апреле 1945 г. лагерь был занят советскими войсками и в следующем месяце Рейд вернулся в Англию.

-8

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

Асы 2МВ: пятерка лучших балканских асов

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории.