"Что за прелесть эти сказки!" (А.С.Пушкин)
В предыдущей статье я начала сравнение двух сказок на один сюжет: "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" и "Белоснежке и семи гномах", о том, какая из этих сказок больше соответствует русскому менталитету и почему.
/начало статьи смотрите здесь/
Пёс Соколко - как образец собачьей верности и преданности
Третий пример верности (пусть и собачьей) показал нам А.С.Пушкин, включив в сказку эпизод про пса Соколко, охранявшего терем семи богатырей.
Соколко, впервые увидев царевну, случайно зашедшую в терем богатырей, сразу почувствовал в ней хорошего человека:
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
Он становится верным другом своей новой хозяйки.
Совсем по иному пёс встречает у терема черницу, пришедшую с недобрыми намерениями:
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса...
...Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху.
Соколко пытается не позволить царевне откусить отравленное яблоко:
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! – Она его ласкать,
Когда богатыри возвратились с охоты домой, преданный Соколко ценой своей жизни подсказал братьям причину гибели царевны:
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой...
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет...
...Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох...
Несмотря на то, что поэт описал в сказке пример собачьей верности, он хотел ещё точнее, прицельнее, подчеркнуть значимость этого чувства в жизни людей.
В сказке "Белоснежка и семь гномов" нет такого персонажа, как верный пёс, потому что братья Гримм не ставили задачу посвятить свою сказку возвышенным человеческим чувствам.
Любовь и верность - самые значимые ценности русского народа.
Очень важно, что А.С.Пушкин в своей сказке показал, что любовь и верность являются большой ценностью для народа. Он не раз обращает внимание на уважительное отношение людей к чистым нравственным человеческим чувствам.
После того, как богатыри прониклись любовью к названной сестрице:
Братья милую девицу
Полюбили.
и пришли к ней свататься, они получили отказ от царевны:
"Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста".
Казалось бы, богатыри должны были испытать неудовольствие, обиду или раздражение от того, что их отвергли.
Однако, все семеро очень уважительно и почтительно повели себя с девушкой, хранящей верность своему любимому:
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том».
Они продолжают очень достойно относиться к девушке:
...И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Неведомый для богатырей королевич Елисей является для них соперником. Однако, даже у гроба "пред мертвою сестрой" они произносят достойные слова:
"Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному".
Виртуальная жизнь, даже в сказке, к добру не ведёт
Разумеется, что в сказках всегда, кроме добра, присутствует зло. В сказках о "мёртвой царевне" и о Белоснежке - этими носительницами зла являются мачехи главных героинь: Царица-мачеха и Королева-мачеха.
Ждать от них проявления человеческих чувств - любви и верности - явно не приходится. Но что самое интересное: они обе имеют проявления виртуальной (оторванной от реальной жизни) "зависимости" (как бы мы сегодня сказали), потому что имеют сказочные гаджеты под названием "волшебное зеркальце".
Вот как о Королеве-мачехе говорится в сказке "Белоснежка и семь гномов":
Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и гляделась в него, то спрашивала:
"Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?"
А вот как ласково обращалась к своему виртуальному собеседнику Царица-мачеха:
"Свет мой, зеркальце! Скажи..."
Общение с людьми было ей не интересно, она общалась только с волшебным зеркальцем:
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила...
Только от похвалы зеркальца царица получала положительные эмоции:
И царица хохотать
и плечами пожимать,
и подмигивать глазами,
и прищёлкивать перстами,
и вертеться, подбочась,
гордо в зеркальце глядясь.
И королева, и царица, наглядно показывают, что безмерное увлечение виртуальной жизнью наносит непоправимый ущерб реальным человеческим отношениям.
Кроме того, заметьте, у мачех "говорящими" были не подушка, например, или цветочная ваза, а, именно, зеркала, в которых эти злые женщины могли видеть свои отражения. /Скажем прямо: именно зеркало более всего схоже с монитором компьютера)))./
То есть, они обе страдали ещё и нарциссизмом - эгоизмом в высшей степени, хотели быть красивее всех.
Фетишизм - замена вещами человеческих отношений
Можно сказать, что в анализируемых сказках описано явление под названием "фетишизм".
Фетишизм - поклонение неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Синонимами фетишизма в советское время был "вещизм". Сегодня ту же роль выполняет "брэндизм".
В целом, опасен именно негативный результат от всех этих психических отклонений - замена вещами, брэндами, да и деньгами (тоже фетиш) простых человеческих чувств: заботы, внимания и любви. Неживые предметы становятся заменителями человеческих отношений.
Можно только удивляться: как это, ещё два века назад, братья Гримм и А.С.Пушкин предчувствовали и предупреждали, что пристрастие к вещам, к фетишам, может разрушить как личность человека, так и морально разложить человеческое общество? Фетишисты одиноки и несчастливы сами, и не способны взаимодействовать с другими людьми, сопереживать им.
А.С.Пушкин оставил потомкам более гуманную сказку.
Пушкин отказался показывать в своей сказке самые низменные и жестокие проявления человеческой натуры, какие имеют место в сказке о Белоснежке.
В сказке о Белоснежке королева-мачеха даёт задание егерю, касающееся семилетней падчерицы, от которого стынет кровь в жилах:
"Ты должен ее убить и принести мне в знак доказательства ее легкие и печень."
А когда слуга приносит ей лёгкие и печень оленя, королева их съедает.
Пушкин отказался от включения подобного случая каннибализма в свою сказку. У него чернавка просто оставляет царевну в лесу.
Не стал поэт включать в свою сказку и эпизод с троекратным убийством Белоснежки, посчитал, что достаточно одного раза. Зло не станет добром, если оно зло, хоть один раз его сотвори, хоть многократно.
Отказался Александр Сергеевич и от изображения в сказке, фактически, казни королевы мачехи, уж слишком жестока она даже для сказки:
Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, и принесли их, держа щипцами, и поставили перед нею. И должна была она ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала она мертвая наземь.
У Пушкина зло наказано в момент встречи царицы с вернувшейся во дворец царевны с королевичем Елисеем:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Сказка закончена. Добро торжествует.
***************************
Уважаемые читатели. Какая из сказок: "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" или "Белоснежка и семь гномов" нравится вам больше?
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: