Найти тему

Источники государственных доходов в период Достопочтенного Али. Закят и харадж.

Источники государственных доходов в период Достопочтенного Али. Закят и харадж.
Источники государственных доходов в период Достопочтенного Али. Закят и харадж.

В период Достопочтенного Али источниками государственных доходов являлись:

  1. закят;
  2. харадж;
  3. джизия;
  4. трофеи (ганима).

В этой и последующей главе рассмотрим данные источники государственных доходов.

Закят:

Закят представляет собой первый налог, который, согласно определенным заповедям Священного Корана, является обязательным для богатых мусульман[1].

Этот налог распространяется на следующие четыре вида имущества, приносящие доход их владельцам: золото и серебро, торговые товары, скот (верблюды, коровы, овцы и козы) и продукты земледелия[2].

Налог, который взимается в определенном количестве с этих видов имущества, распределяется государством между представителями следующих восьми категорий, на которые указывает Священный Коран: бедняки, неимущие, мукатабы (рабы, получившие освобождение на условиях выкупа), должники, ведущие джихад на пути Аллаха, оставшиеся без средств к существованию путники и назначенные государством для сбора указанного имущества служащие[3].

Как и предшествовавшие ему халифы, Достопочтенный Али демонстрировал крайнюю скрупулезность в вопросе сбора закята и его распределения между неимущими мусульманами[4].

Сборщиков закята он выбирал из числа самых порядочных в нравственном отношении людей[5].

С этой целью он обращался со следующим наставлением к чиновникам, которых он отправлял в различные районы страны:

«Отправляйся в путь, прибегая к Единственному и не имеющему сотоварищей Аллаху! Остерегайся пугать кого-либо из мусульман, относиться к нему в неприятной для него манере и не забирай из их имущества свыше установленной Аллахом доли! Когда ты отправляешься в какую-либо местность, не врывайся сразу же в дома, предпочитай ожидать снаружи, затем со спокойствием и степенностью подходи к ним. Подойдя к ним, поприветствуй их и не обделяй их своим приветствием. Обратись к ним: «О рабы Аллаха! Меня прислал к вам раб и наместник Аллаха, чтобы я собрал с вас ту часть вашего имущества, которая причитается Аллаху. Есть ли в вашем имуществе принадлежащая Аллаху доля, которую вы отдадите Ему?». Если кто-либо ответит на эти слова «Нет», больше не обращайся к нему! Если кто-либо другой скажет тебе «Да», отправляйся вместе с ним туда, куда он тебя отведет, не запугивая его, не оставляя его в затруднительном положении и не слишком утомляя себя самого, и возьми у него то золото и серебро, которое он тебе даст! Если у него есть овцы, козы, коровы и верблюды, не проходи к тому месту, где содержатся животные, без разрешения их хозяина, потому что большая часть этих животных принадлежит ему. Пройдя туда, также остерегайся грубости и жестокости, не пугай никого из животных и не торопись порицать их хозяина из-за его скотины! Раздели имущество на две части и признай за ним право выбрать одну из них! Если он выберет одну из них, не прикасайся к ней! Затем раздели оставшееся на две части и снова дай ему возможность выбрать одну из них. Когда он заберет свою долю, больше не прикасайся к ней! Продолжай делить имущество таким образом, пока не останется доли Аллаха. Затем собери те части, которые полагаются Аллаху и, если хозяин имущества будет недоволен произведенным тобой разделом, прими его желание и снова начини делить имущество на части, как и в прошлый раз. При этом, не бери старых, дряхлых, немощных и увечных верблюдов! Когда ты будешь передавать это имущество нам, чтобы мы распределили его между мусульманами, не поручай его тому человеку, которому ты не доверяешь в религиозном отношении! Назначь в качестве представителя человека, который хорошо обращается с животными, милосерден, внушает доверие и надежен в хранении вверенного ему, не обращается с животными грубо, не заставляет их идти слишком быстро, не изнуряет их и не доводит до истощения. Затем быстро отправь нам собранное им имущество, а мы распределим его таким образом, как повелел Аллах. Когда назначенный тобой человек будет принимать от тебя имущество, посоветуй ему не отделять друг от друга верблюдицу и верблюжонка, не доить верблюдицу так, чтобы был нанесен ущерб верблюжонку, не изнурять ее чрезмерной поклажей, поступать в этом отношении одинаково со всеми животными, давать отдых тем из них, которые выбились из сил, быть мягким с теми из них, у кого потрескались копыта, что доставляет им трудности при ходьбе. Особенно накажи ему вести животных через те места, где в избытке воды, не вести в обход тех земель, где много травы, по лишенным растительности землям, время от времени давать им передышку, останавливаясь на отдых, отводить время для того, чтобы они могли удовлетворить свои нужды в еде и питье, чтобы они дошли до нас не уставшими и изможденными, а тучными и здоровыми. Мы же раздадим их мусульман в соответствии с Книгой Аллаха и сунной Пророка. Такое поведение принесет тебе великую награду и воздаяние, если на то будет воля Аллаха»[6].

Иногда какой-нибудь мусульманин мог хранить у себя накопленное им имущество вроде золота и серебра, ничего не заявляя о них и не выплачивая с них закят. Также могли иметь место случаи коллективного сопротивления выплате налога. Это положение таило в себе немалые риски и требовало вмешательства государства[7].

Кроме того, в 36-37 годы по хиджре мусульмане из племени Бану Наджийа, жившего в местности Асйаф, предприняли подобную попытку и восстали против уплаты закята. В ответ на это, Достопочтенный Али направил к ним войско из 4000 человек и собрал с них закят за два года[8].

Достопочтенный Али подвергал сборщиков закята строгому контролю. Он внимательно относился к малейшей поступавшей на них жалобе и отстранял их от должности, если считал их виновными[9].

Харадж:

Хараджем называют денежный или продуктовый налог, который взимался государством с завоеванных мусульманами территорий[10].

В письме, написанном Достопочтенным Али, отводится место следующим взглядам по поводу хараджа:

«Следи за сбором хараджа так, чтобы его плательщики жили благополучно! Ведь сбор хараджа и исправление положения его плательщиков в значительной мере влияет на положение всех остальных людей. По сути, исправление положения всех остальных зависит от этих двух вещей (хараджа и его плательщиков), потому что все люди нуждаются в харадже и его плательщиках. В таком случае, уделяемое тобой благоустройству страны время не должно превышать усилия, затрачиваемые на сбор хараджа, потому что харадж взимается только лишь благодаря благоустройству. Тот, кто требует выплаты хараджа, не производя благоустройства, превращает свою страну в развалины, расстраивает людей, а его власть долго не продлится. Если они станут жаловаться тебе на тяжесть налогового бремени, какие-либо бедствия, недостаток дождей и нехватку воды, затопление земли или засуху, старайся облегчить их беды, прибегая ко всем доступным средствам. Пусть в этом деле тебя не затруднят никакие лишения и жертвы, потому что это такой капитал, который вновь вернется к тебе после того, как ты потратил его на благоустройство страны и облагораживание державы. Ты заслужишь их особую благодарность, ты будешь радоваться проявленной к ним тобой справедливости. Благодаря твоим стараниям ради их благополучия, справедливому обращению с ними и укреплению их сил, когда придет время, ты сможешь опираться на эту силу. Причиной этому послужат твое заступничество за них, справедливое обращение с ними и мягкость в управлении ими. В один прекрасный день произойдет какое-нибудь событие, из-за которого ты будешь нуждаться в их помощи. Ты увидишь, как они с радостью возьмут на себя все бремя и будут нести его на своих плечах, потому что движения и богатства, возникших в стране, будет достаточно для того, чтобы они справились с возложенным на них бременем. Запустение какого-либо места происходит от нищеты проживающих там людей. Обнищание народа возникает благодаря тому, что правящие ими наместники беспрестанно заняты накоплением богатства, а это от того, что они не уверены в занимаемых ими постах и не извлекают уроков из происходящего»[11].

По мнению Достопочтенного Али, налоги должны тратиться на служение народу и развитие страны. Взимание налогов без служения народу, будучи несправедливостью по отношению к нему, со временем приведет к уменьшению налоговых поступлений:

«Не забывай о том, что ты должен стараться ради развития страны, а не только собирать налоги, потому что налоги могут взиматься только при условии служения народу. Ты не должен заниматься сбором налогов, не оказывая услуг народу. Достопочтенный Пророк сказал следующее: «Кто оживит (возделает) мертвые земли, тому они и принадлежат. Залим дамар сахибине хак ёктур». С этой точки зрения, если ты не будешь стараться развивать земли и имущество, а будешь лишь взимать налоги, ты разоришь страну и станешь причиной для расстройства людей»[12].

Достопочтенный Али был достаточно щепетильным в вопросах сбора налогов. Налоговые поступления использовались для ведения джихада и завоеваний, тратились на нужды войска и джихада. Из этих денег выплачивалось жалованье чиновников, выполняющие государственные обязанности на местах.

За счет этих доходов строились мосты, колодцы, каналы и осуществлялось благоустройство[13].

Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдара Баша

[1] Аль-Йузбаки, ад-Дирасат. С. 161.

[2] Аль-Маварди. Аль-Ахкам. Т. 2. С. 113.

[3] Сура «Ат-Тауба», аят 60.

[4] Ибн Бакаар. Аль-Ахбар. С. 69; аш-Шариф ар-Ради, Нахдж аль-Балага. С. 382-383; Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 3. С. 655.

[5] аш-Шариф ар-Ради, Нахдж аль-Балага. С. 381.

[6] Аш-Шариф ар-Ради, Нахдж аль-Балага. С. 380-382; Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 3. С. 651-655; Абу-ль-Хасан Али аль-Хасани ан-Надви, аль-Муртаза. Бейрут, 1989. С. 182.

[7] Аль-Йа’куби. Ат-Тарих. Т. 2. С. 111.

[8] Ат-Табари. Ат-Тарих. Т. 5. С. 122-126.

[9] Ибн Баккар. Аль-Ахбар. С. 70.

[10] Ат-Табари. Ат-Тарих. Т. 5. С. 122-126.

[11] Аш-Шариф ар-Ради. Нахдж аль-Балага. С. 436-437.

[12] Ахд-наме. С. 31.

[13] Аль-Вилайат Али ли-булдан. Т. 2. С. 98.