Все мы слышали, что писать нужно кратко. Чем короче, тем лучше, тем понятнее. Сокращай! Сокращай! Сокращай! А надо ли?
Вот небольшая зарисовка между автором и редактором:
— Что это вы такое тут написали, дорогой автор? «Посреди комнаты стоял большой потемневшего от времени дерева с резными ножками стол, накрытый яркой в крупный желтый цветок скатертью с белой бахромой».
— А что, разве плохо?
— Неверно! В корне неверно! Так сейчас писать нельзя. Слишком много определений! Кому какая разница, что там за ножки у вашего стола. Да и зачем нам вот это «потемневшее от времени» дерево? А скатерть? Во-первых, такими скатертями столы уже никто не накрывает. А во-вторых, ну разве важно нам знать про эту скатерть. Ну, яркая! Ну, с цветами! Ну, с бахромой! Нет, так дело не пойдёт!
— И что делать?
— Сокращать, конечно!
— Сокращать? А что же сокращать?
— Всё-всё.
— Что же, мне просто написать: «Посреди комнаты стоял большой стол, накрытый скатертью?»
— Разве это просто? Зачем наворотили этот оборот с причастием? Причастия сегодня не в тренде! Люди их не понимают. Проще надо! Проще!
— Куда уж проще?
— Скатерть эту дурацкую выкидывайте! Ну не важна скатерть для сюжета, динамики нет в ней!
— Тогда так, что ли? «Посреди комнаты стоял большой стол»?
— Уже лучше, но все равно можно ещё сократить.
— ???
— Зачем нам вот это «посреди»? Это излишняя деталь, которая мало кого заинтересует.
— И что получится?
— А получится все очень хорошо! «В комнате - стол». Как видите, и глагол нам не нужен, тем более такой глагол! Выкидываем все лишнее!
По мне, так лучше книгу такую выкинуть или вообще не писать.
Давайте вспомним пресловутый дуб Толстого:
“На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. (Источник: Описание Дуба в романе Война и мир)
Бедному Льву Николаевичу сегодня бы не видеть публикаций как своих ушей. Наворотил! Сказали бы великому писателю. Тавтология вон на тавтологии: то в десять раз, то в два раза. И все по двадцать раз. Так сейчас писать нельзя.
К сожалению, сегодня очень и очень многие стали путать правила написания художественных текстов и статей, постов в интернет. А ведь это птицы разного полета. То, что для соцсетей является идеальным, для литературы — смертоубийство. Что вот это за советы? Не пишите слишком много определений, они мешают пониманию текста. Избавьтесь от причастий и деепричастий. Их читать сложно. Кому сложно? Тому, кто за всю жизнь только и прочитал что букварь? Почему сегодня авторов пытаются загнать в рамки «пиши — сокращай»? Почему всех хотят сгрести не просто одной гребенкой, а прямо-таки вылепить какой-то коллективный писательский организм, а если шаг в сторону — расстрел, так как неликвид?
Как понять тех же редакторов, которые направо и налево сыплют советами?
Нам говорят, чтобы ваше произведение заметили, чтобы его опубликовали, оно должно быть особенным, оригинальным. Но тут же через три секунды те же самые редакторы заявляют, не нужны нам ваши вековечные дубы и столы со скатертями да еще и с резными ножками. Сокращайте! Пишите проще! Чтобы вас поняли те, кто книг отродясь не читал. А как же индивидуальность? А как же свой стиль? А как же отражение мира через свой слог?
И нет, я ни в коем случае не претендую на то, что пишу первоклассно, и я непризнанный гений. Я претендую на другое. Я хочу писать свои книги тем языком, который интуитивно мне понятен и на котором я думаю. Это не исключает переделок, корректировок, переписываний и редактуры. Но это исключает работу по шаблону из серии «уберите скатерть, она вышла из моды».
И давайте уж будет честны до конца. Все эти словоизлияния по поводу того, что вы должны писать так-то и так-то, не выпендриваясь, но при этом должны иметь какую-то изюминку, чтобы быть замеченным, это просто колыхания воздуха. Сейчас важно не то, как ты пишешь и какой у тебя стиль, а то, смогут ли тебя продать, да так, чтобы еще и продать с продолжением. Плохо это или хорошо? Не знаю. Знаю другое. Писатель не тот, кто пишет, следуя всем диктуемым лекалам а-ля «пиши-сокращай-убирай-упрощай», чтобы быть проданным, а тот, кто хочет поделиться своей историей с целым миром. Пусть этот мир — всего лишь один-единственный читатель.
#книги #творчество #как писать тексты #писатль #литература #пиши правильно #писательское мастерство #писатель