Найти в Дзене
частные суждения

Супермены советской культуры

Принято считать, что в Советском Союзе не было аналога американских супергероев из комиксов. Отчасти это верно, жанр комикса в СССР считался детским и существовал лишь в журналах вроде «Мурзилки», предназначенных для дошкольников. Уже в «Пионере» комиксов не было. В газетах и сатирических изданиях иногда помещали короткие комиксы юмористического содержания из нескольких сценок, но не более того. Однако это не значит, что советские супергерои не присутствовали в иных формах масс-культуры.

Кадр из экранизации «Оптимистической трагедии» 1963 г.
Кадр из экранизации «Оптимистической трагедии» 1963 г.

Ключевое место в советской культурной вселенной супергероев занимал, как и положено пролетарской культуре, супер-рабочий Стаханов. Не уступал ему и супер-энтузиаст Павел Корчагин. Тогда же, в 1930-х, появились и аналогичные женские персонажи, например супер-комиссарша из «Оптимистической трагедии». В этой пьесе впервые была поднята табуированная в тогдашних буржуазных странах тема перманентной эротической неудовлетворённости моряков броненосного флота. Ну и конечно, самыми яркими в довоенной советской культуре были образы супер-командиров Гражданской войны, таких как Щорс, Чапаев и Котовский.

Василий Тёркин, советская иллюстрация.
Василий Тёркин, советская иллюстрация.

Во время Великой Отечественной советская культура породила ставшего мегапопулярным супер-рядового Василия Тёркина. Однако помимо официально одобренных образов положительных суперменов, как и положено этому жанру, в нём возникли и супермены отрицательные. Такие, как супер-жулик Остап Бендер. Совершенно уникальным культурным явлением стали образы супер-интеллигентов: элитных доктора Живаго и Мастера, а также народного Шурика из комедий Гайдая.

Мальчиш-Кибальчиш. Фанарт.
Мальчиш-Кибальчиш. Фанарт.

Отдельно надо сказать об ещё одном уникальном свойстве советской супергеройской субкультуры — в ней очень много детей. Уже Аркадий Гайдар породил сразу двух супергероев: Мальчиша-Кибальчиша и Тимура. Оба они коренным образом отличаются от всей буржуазной супергероики — американские персонажи обычно одиночки, хоть впоследствии их стали объединять в лиги. Но в этих лигах собраны такие же супермены, как и они. В то время как супер-пионеры Гайдара возглавляют команды, набранные из самых обычных детей.

«Павлик Морозов». Картина Никиты Чебакова, 1952 г.
«Павлик Морозов». Картина Никиты Чебакова, 1952 г.

Неоднозначный персонаж, которого можно считать как героем, так и антигероем, в советской суперменской среде впервые возник именно среди детей. Это Павлик Морозов, подлый супер-стукач или же героический борец за справедливость, в зависимости от точки зрения читателя. Есть одно качество советской культуры, коренным образом отличающее её от американской и сближающее с японской. Советские супер-дети как правило являются жертвенными фигурами, даже если наделены нечеловеческими качествами, что проявилось уже в истории Мальчиша-Кибальчиша.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители» 1966 г., экранизации повести «Красные дьяволята» 1921 г.
Кадр из фильма «Неуловимые мстители» 1966 г., экранизации повести «Красные дьяволята» 1921 г.

Даже в развесёлом детском блокбастере «Неуловимые мстители» есть сцена зверской экзекуции над одним из главных героев, Данькой. А истории так называемых «пионеров-героев», которые также являются типичными приключениями супергероев, часто заканчивались гибелью главных действующих лиц. Подобных сюжетов применительно к детским персонажам американская культура тщательно избегает и только японский жанр девочек-волшебниц демонстрирует нечто похожее. Трагичность свойственна и творчеству Владислава Петровича Крапивина, самого популярного советского автора, писавшего о супер-детях. Один известный современный писатель на этом основании даже назвал его творчество «некроромантизмом», героизирующим и воспевающим гибель детей.

Штирлиц. Фанарт.
Штирлиц. Фанарт.

Если вернуться к взрослым советским супергероям, то и в культуре позднего СССР они тоже появлялись, хоть и намного реже. К примеру, супер-разведчик Штирлиц, аналога которому в западной культуре так и не возникло. С некоторой натяжкой можно отнести к таковым Джеймса Бонда, но это всё-таки персонаж приключенческого жанра, а не подлинно шпионского, с глубоким внедрением и десятилетиями двойной жизни. Увы, к концу СССР супергеройский жанр в нём ощутимо выдохся и угас. Характерно, что одной из последних супергероинь снова стал ребёнок — девочка Алиса Селезнёва в мини-сериале «Гостья из будущего».

Как и положено советским детским супергероям, Алиса действует не одна, а с группой поддержки из обычных школьников.
Как и положено советским детским супергероям, Алиса действует не одна, а с группой поддержки из обычных школьников.

Один любопытный феномен также делает советскую супергероику специфической, свойственной лишь данному периоду российской истории. Причём феномен, связанный не с наличием, а с отсутствием. Супер-жулики и супер-шпионы (разведчики) в советской культуре были. А вот супер-сыщика не было. Между тем, это один из самых ранних и вместе с тем самых популярных образов в буржуазной супергероике: американский Нат Пинкертон, английский Шерлок Холмс, российский Путилин, постсоветский Фандорин. А вот в советской среде гениальные сыщики как-то не возникали. Разве что, пародийный «гениальный сыщик» в мультфильме «По следам бременских музыкантов».

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов».
Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов».

Это тем более странно, что уже в 1923 году не где-нибудь, а в газете «Правда» тогдашний главный советский идеолог Николай Бухарин призвал советских писателей создать «красного Пинкертона». Нельзя сказать, чтобы те не пытались, можно вспомнить хотя бы приключенческую повесть Мариэтты Шагинян «Месс-Менд», по которой в 1926 году был снят кинобоевик. Но увы, ни сыщицкий коллектив в сериале о ЗнаТоКах, ни колхозный аналог честертоновского патера Брауна — участковый милиционер Анискин, — эту пустующую нишу так толком и не заполнили.