Предчувствуя, что творение их будут высмеивать все, кому не лень (ну, а как же: вестерн, где почти все персонажи – афроамериканцы – это ведь только для анекдота!), авторы фильма «Тем больнее падать» (The Harder They Fall) начинают его с предупреждающего титра. «Хоть все события этой истории вымышленные, люди эти существовали», - говорится в нём. И действительно, значительная часть чернокожих ковбоев, чернокожих грабителей банков и чернокожих шерифов, показанных в фильме – реальные исторические личности. Каким бы невероятным это кому ни казалось. Так что все эти разговоры про «БЛМ-повесточку, под которую кино и затевалось», - это пустое. Правильнее уж говорить, что БЛМ-повесточка сделала появление такого фильма возможным.
В истории кино уже был фильм про чернокожего шерифа. И это была пародийная комедия, в которой цвет центрального персонажа становился поводом большинства шуток. Я говорю, конечно, про «Пылающие сёдла» Мэла Брукса. При чём, никого не смущали вестерны с итальянцами во всех ролях. Никого не смущали фильмы, где ковбоев и грабителей банков изображали актёры с азиатскими лицами. Да, и в России, хохмящей над самой возможностью появления вестерна с неграми-ковбоями, почему-то не видели ничего странного в вожде краснокожих с лицом Евгения Евстигнеева.
Тем более нет ничего странного в американском вестерне, при просмотре которого в глазах темно от обилия чёрных лиц. Уж, по крайней мере, на Диком Западе людей с африканским происхождением было побольше, чем приезжих из Италии или из холодной России. К тому же, фильм снят в нарочито «ненастоящей», преувеличенной манере, допускающей вообще любые условности. Здесь, например, девушке достаточно надеть мужскую одежду, чтобы о её истинной половой принадлежности никто не догадался, а главгад настолько мощный, что когда он выходит из-за тюремной решётки и делает первый вдох воздуха свободы, пространство вокруг него сотрясается.
Такую степень условности, да ещё и приправленной не соответствующей времени музыкой, клиповой нарезкой и ядовитыми красками мы видели у Квентина Тарантино в ранние его годы. И да, такой вестерн мог бы снять «голливудский самоучка»… Впрочем, свой вестерн, и не один он уже снял, и они у него получились совсем не такими лихими и безбашенными, как «Тем больнее падать». Но – скрыть это не получится – молодой режиссёр (африканского происхождения, конечно) Джэймс Самюэль абсолютно точно вдохновлялся тарантиновскими методами, его страстью стилизовать кадр под старое кино и его любовью к этому самому кино.
И второй объект вдохновения для Джэймса Самюэля – это, конечно, первооткрыватель Клинта Иствуда, прародитель жанра спагетти-вестерна и просто гениальный режиссёр Серджио Леоне (о всех фильмах которого я уже писал). Из итальянских его фильмов в почти дебют Самюэля (а до этого он снял только среднеметражку, которую, собственно и растянул до 2 часов) перетекли потрясающие широкоформатные виды прерий, предельно суровые персонажи (здесь почти все непрестанно супят брови и хмурят лбы) и напряжённые дуэли взглядами.
Копирование получилось настолько удачным, что не удивлюсь, если «Тем больнее падать» отхватить в итоге золотую статуэтку за операторскую работу или за костюмы. Или за работу художника. Или за всё это вместе взятое.
Что касается драматургии, то с этим у «чёрного» вестерна чуток похуже. В нём есть удачные диалоги, но всё же не тарантиновского уровня. Есть довольно неожиданный финальный твист. Но сам сюжет про «добродушного парня, у которого в детстве злыдни погубили родителей, а самому вырезали на лбу крест, и вот он спустя много лет скитается по прериям, мстя обидчикам, а заодно грабя награбленное», местами оказывается недотянут, местами плохо продуман, местами неправдоподобен. Впрочем, недостатки сценарные зритель вряд ли заметит за шумными перестрелками.
Самый большой недостаток фильма «Тем больнее падать», на мой взгляд в том же, из-за чего не слишком удался Нолану «Довод». Исполнитель главной роли! Хоть Джонатан Мэйджорс не такой деревянный, как сынишка Дензеля Вашингтона, но на фоне остальных актёров постановки всё же теряется. Ему тотально не хватает харизмы, а актёрский талант (всё же имеющийся) не поддержан выгодно прописанными под него сценами. В итоге сопереживать начинаешь не благородному мистителю Нату Коулу, сыгранного Мэйджорсом, а его основному обидчику Руфусу Баку, каким бы злодейским тот ни изображался (изображает-то не абы кто, а Идрис Эльба!).
Зато весь остальной каст безупречен! Тут вам и пижонистый ЛаКит Стейнфилд, и монументальный Дель Рой Линдо, и хорохорящийся Дэймон Уайанс-младший. Все играют ярко, «вкусно». У современных мальчишек – обладай они привычкой отцов и дедов копировать экранных героев – есть, из кого выбрать модель для подражания в дворовых играх.
Но выше всяких похвал – что неожиданно для такого «мужицкого» жанра – три актрисы. Дэниэль Дедвайлер (та самая преображающаяся в мужчину девушка) наверняка после этого вестерна получает сейчас пачки сценариев. Реджина Кинг и на этом, более простом материале, показывает, что «Оскар» в своё время отхватила не по БЛМ-квоте, ну а Зази Битц («Девять дней») с её копной кудряшек на голове, мало того, что красавица, ещё и как актриса все более звёздное место в Голливуде себе отвоёвывает.
У двух последних, кстати, в вестерне «Тем больнее падать» есть потрясная сцена совместного мордобоя, которая выглядит чуть ли не как сцена из какого-нибудь раннего боевика Джэкки Чана. Очень лихо поставлена, напряжённо закручена и обеими девушками – и Зази Битц, и Реджиной Кинг – исполнена весьма смачно.
Так что, любителям вестернов и тарантиновщины – must see! Любителям боевиков – тоже. Но если вы из тех, кто всюду выискивает «повесточки», то обратите внимание, какими же слабаками показаны все белые (а их тут крайне мало), отметите как мало им выделено экранного времени – будто Дикий Запад покорялся неграми, и зацепитесь ухом за фразу из одного диалога «Я видел дьявола. И он – белый». Будет, о чём поворчать после просмотра.