Найти тему

Применение творческих кейс-технологий в работе с детьми во временном детском коллективе

Термин «кейс-метод» в переводе с английского как понятие «Case» означает описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности ребенка.

Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию (метод) обучения как обучение действием. По мнению ученых, содержание кейс-метода заключается в формировании умений и усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности детей, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей. [1]

Данная технология является весьма актуальной задачей в российском образовании и активно примеряется в педагогической деятельности. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенное для обучения детей анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Технологии должны быть направлены на достижение такого результата, который не ограничивает, ни типизирует личность, а дает толчок к дальнейшему развитию [О.А. Лаврентьева]

Кейс технологии можно классифицировать в зависимости от того, какой именно работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Технология инцидента заключается в том, что ребенок должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что ребенку придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

Технология разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы дети могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является технология ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Детям предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая возможных путей решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность и логичность.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.

По типу и направленности кейсы можно дифференцировать на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Можно взять данную технологию и перенести её на работу в детском временном коллективе. В любом коллективе возможны конфликты, недопонимания которые могут перерасти в ссоры, столкновения интересов сторон. Кейсовая технология поможет каждому ребенку найти

альтернативные выходы разрешения конфликтов в группе или отряде, не переходя за границы дозволенного и понять, как можно сделать хорошо, а как делать не стоит.

Творческий кейс – это описание конкретной реальной ситуации или случая в детском коллективе (отряде), решение которого будет воспроизводиться методом ситуативного анализа и решение которого будет представляться творческим путём. В основу творческих кейсов во временном детском коллективе будут входить реальные ситуации, которые происходят в данном коллективе, отряде.

Данная технология довольно проста и включает в себя следующие этапы работы:

- составление реальной проблемной ситуации (кейса) в коллективе и индивидуальная самостоятельная работа детей (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласовываю видения ключевой проблемы ситуации и ее способ решения;

- творческая презентация результатов малых группы в коллективе;

- анализ презентаций каждой из малых группы, обсуждение дополнительных путей разрешения конфликта в коллективе.

После произошедшего инцидента в отряде вожатый прописывает подробно кейс реальной ситуации в отряде. На следующий день происходит сбор отряда, где вожатый представляет данный кейс перед коллективом. Отряд делится на малые группы по 5-6 человек и на обсуждение кейса, подготовки презентации с возможными выходами из ситуации в среднем дается 30 минут. По окончанию времени каждая малая группа показывает свои презентации и после происходит анализ всех выходов из конкретного конфликта ситуации.

Таким образом ходе работы в малых группах ребята обсуждают как можно было поступить лучше, что можно было сделать, чтобы этот конфликт

не произошёл, тем самым учатся находить новые решения, смотреть на ситуацию, с другой стороны, с другой точки зрения.

Таким образом, данная технология отлично подойдёт в работе вожатого и психологической службы во временном детском коллективе в детском оздоровительном лагере. Творчество является неотъемлемой частью рабочего процесса и творческие кейсы помогают детям находить более подходящие, правильные решения для разрешения или предотвращения конкретных ситуаций в отряде. Выбирая пути решения поставленной задачи ребята в отряде проявляют больше самостоятельности; развивается активность личности и формируются познавательные интересы.