Финно-угры, вернее, те из них, которых в русских летописях потом проименуют заволоцкой чудью, жили на берегах Белого моря с времен совсем древних, и жили, судя по всему, не бедно.
Во всяком случае скандинавские саги упоминают Биармию (или Бьярмию) - так они именовали поселения на Двинской и Онежской губе - как страну, где было чем поживиться.
Об этой диковинной стране впервые упоминает Оттар из Хоугаланда, этакий скандинавский ибн-Батутта, совершивший множество путешествий.
Он рассказывает, как плыл вдоль земли саамов, потом повернул на юг и вошел в устье большой реки, где жил народ, говорящий на языке, похожем на язык терфиннов, "лесных финнов". Жители этих мест не были кочевниками, как лапландцы, они занимались земледелием и были богаты.
Саги расказывают о том, что в Бьярмии есть чудесный храм, полный сокровищ, например, там есть волшебный рог единорога Урахорн, который так чудесен, что за него стоит побороться.
Неизвестно, добыл ли кто-то Урахорн, но викинги приплывали в эти места часто и добычу свою считали богатой.
Именно сюда совершал свои первые походы легендарный Рагнар Лодброк (в первый раз ничего у него не вышло - бирамийцы одолели его колдовством, по части которого, как знают все викинги, они были большими умельцами, но Рагнар вернулся и одежрал победу - отчего-то во второй раз колдовать против него, видимо, поленились), а после него в эти места совершал походы Харальд I Прекраснобородый, а в 927 году здесь собирал дань будущий король Норвегии Эйрик Кровавая Секира, сын Харальда, который известен был необузданной жестокостью, а свое прозвище получил именно после похода на Бьярмаланд.
Известно и о множестве других походов викингов на эти земли - все походы начинались с торговли - викинги скупали меха за серебро - но каждый раз не могли удержаться от разбоя и грабежа. Возможно, пробовали отнять рог Урахорн, который им каждый раз не отдавали.
В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, чтобы через Русь плыть на юг и присоединиться к крестовому походу, один из них плавание продолжил, а вот второй местные жители разгромили, за что король Хакон IV пришел туда с войском и разграбил эти земли, вернувшись с богатейшей добычей серебра и мехов.
Славянское проникновение на берега Белого моря, на земли, которые много позже назовут Русским Севером, началось не позднее XI века, но поначалу носило тот же характер, что и набеги викингов - в Новгороде найдены надписи на пломбах, упоминавшие Вагу, Пинегу, Емцу - то есть оттуда в Новгород привозят дань.
Повесть временных лет пишет о походе новгородцев в 1096 году на Печору, а сто лет спустя из новгородских летописей узнаем, что в те земли ходил за данью некий человек с очень подходящим именем Даньслав.
Славяне потихоньку обживают земли, которые они называют Заволочье - то есть земли, которые находятся за волоками, за местами главных торговых путей. Эта территория простирается на север от Онежского до Белого озера, именно по этой линии, линии самых северных волоков, проходит один из маршрутов "серебряного пути", из арабов в варяги (один из легендарных братьев легендарного Рюрика правит именно Белоозером, важным городком на самом значимом тогда торговом пути). Постепенно славяне осваивают эти места и движутся дальше - в бассейн Северной Двины.
С XIII века Заволочье чаще называют уже "Двинская земля", которая населена саамами и чудью заволоцкой (отличной от просто чуди, но схожей с ней).
Соседствование русских и финно-угров какое-то время было мирным - сказывалось своего рода разделение труда: славяне - земледельцы, и, обустраиваясь на новых местах, распахивали земли (подсечно-огневое земледение было очень трудоемко, но довольно эффективно), финно-угры же занимались промыслом - это они добывали меха, воск и мёд.
Но постепенно навыки друг у друга перенимали, и возникали раздоры между коренными народами и пришлыми, о чем тоже нередко сообщают летописи.
В 1237 году Русь подверглась невиданному до того разорению, и многие семьи, спасаясь от Батыева нашествия, переселяются на север, уходят в места, до которых, как они считают, ордынская власть не дотянется - население Двинской земли в этот момент резко возрастает, и многие финно-угорские племена покидают эти земли, уходят либо на восток, либо на запад.
В середине XIII века в Онежской и Двинской губе возникают довольно большие поселения со смешанным, русским и финно-угорским, составом.
Смешиванию отчасти способствует и православие, которое находит себе дорогу на Двину: есть запись от 1137 года о выплате погостами и селами Белого моря церковной десятины - следовательно, местное население полностью или почти полностью - христиане. Это позволяет сгладить раздоры между автохтонными жителями и пришлыми, но все-таки уходят века, пока племенное разделение перестанет вызывать настороженность.
Тем не менее совсем уж мирно сосуществовать не получается, часть бьярмийцев в 1240 многими кораблями отправляется из устья Двины в Норвегию, где известный уже нам конунг Хакон внял их жалобам о том, что земля их захвачена новгородцами, и предоставляет им свои земли для поселения.
Новгородцы и в самом деле активны в Двинской земле - через неё проходят речные пути из Новогорода на восток, где собирают дань с перми и югоры, их привлекает открытое закамское серебро, и по Двине, Сухоне и прочим рекам появляются остроги и погосты.
Белое море в районе Двинской губы привлекательно своей удаленностью от суеты центральной Руси, здесь довольно долго люди чувствуют себя свободными.
Незамерзающее море кормит, хотя лучшие уловы - у Кольского полуострова, там воды богаты треской, лососем, сельдью, а еще в Белом море водится гренландский тюлень, и мех его детенышей - бельков - один из самых дорогих в мире.
Двинская губа - зона, пригодная для земледелия (всего в 70-80 километрах восточнее от нее начинается зона вечной мерзлоты, что делает промерзшие земли непригодными не только для земледелия, но и для выживания), правда, рожь и ячмень дают здесь небольшие урожаи, зато в обмен на зерно хорошо идут технические культуры - лён и конопля.
А еще по Двине и её притокам растут огромные леса, которые тоже кормят - мех, воск и мёд - богатая добыча.
Важно, что вокруг много соляных приисков, соль - товар для выживания необходимый и, опять-таки - дорогой.
По некторым сведениям, Великий Новгород платит "ордынский выход" - свою часть дани Орде, собираемую московскими князьями, собирая денег с Двинской земли больше, чем с самого Новгорода.
Жизнь в Двинской земле - не бедная, вот только прокормить она способна весьма ограниченное количество людей. А люди сюда переселяются постоянно, и поднимающаяеся Москва начинает прибирать Завольчье под свою руку - еще Иван Калита укрепляется на самых южных рубежах области, приобретая Белоозеро и Устюг, и дальше идет постоянная борьба за территорию - москвичи, постепенно преодолевая сопротивление местных и новгородцев, все глубже и глубже проникают на Двину.
В 1397 князь Василий, сын Дмитрия Донского, объявляет, что Двинская земля присоединена к Москве и дарует местным Двинскую уставную грамоту, в которой рассказывается о новом судебном порядке, но всего год спустя новгородцы выбивают оттуда москвичей, крепости их разрушают, "переветников" (изменников) казнят, а с московских купцов берут дань.
Только по Коростыньскому миру 1471 года, когда новгородцы были побеждены Москвой, все земли и городки по Двине, вплоть до устья, переходят под руку Москвы, но фактически Москва овладела этими землями только после 1478 года.
Решающую роль в захвате этих земель (да только ли этих?) Москвой играет так называемая монастырская колонизация - в течении нескольких столетий по берегам Двины и соседних рек появляется настоящая рубежная засека, состоящая из монастырей, обнесенных мощными стенами и населенная братией, большинство их которой имеет большой боевой опыт за плечами. Москва - резиденция митрополита, московские князья никогда не стеснялись использовать духовную власть на потребы власти светской, в чем всегда находили отклик.
Летописное затишье в упоминаниях этих земель до следующего большого события, случившегося через 80 лет, не означает, что люди впали в спячку, а земли пришли в забвение - миграция на север продолжается, но все-таки земли эти не могут прокормить огромное число людей, поэтому и поселения здесь не многочисленны.
В 1553 году к Нёноксе пристает невиданный в здешних краях корабль, 160-тонный "Эдуард Бонавентура", единственный уцелевший корабль из экспедиции Уиллоби, с 43 выжившими моряками. Уиллоби пробовал отыскать северный путь в Китай, но он сам и два корабля из его экспедиции погибли в пути, а третий корабль, под предводительством Ричарда Ченслора, добрался до устья Двины.
Местный летописец фиксирует это как событие, достойное упоминания: "Прииде корабль с моря на устье Двины реки и обславься: приехали в Холмогоры в малых судах от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним гости". Впрочем, летописец, да и никто на свете, пока не понимает, что означает этот визит для будущего этого края.
"Посол Рыцарт" и в самом деле перебирается в Холмогоры, тогдашнюю столицу местных земель. В коммерческой сметке Ченслору не откажешь: всего за несколько дней ему удается понять и оценить перспективы этого удивительного места Конечно, он и его товарищи слышали о Московском царстве, но никак не ожидали встречи с московитами на пути в Китай - у Чнслора были заготовлены письма королю Полярного царства (если таковой обнаружится) на трех языках - русского среди них не было...
Англичане понимают, что торговые связи надо налаживать, причем - лучше бы на самом высоком уровне.
Как только ледостав покрыл реки, Ченслор по зимнику выезжает в Москву, в гости к русскому царю, Ивану Грозному.
Все происходящее с ним и так уже похоже на сказку, но настоящая сказка - еще впереди.
#экономическиеистории
Связанный публикации:
Торговая корпорация "Русь"
Гардарика и Ивар Широкие Обьятия
Русский лес
Экономика викингов
Северный морской путь
Настоящая история принца Гамлета
Гренландия
Русская Аляска
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect