В своей прошлой статье вы могли прочитать о том, что такое диалектика и чем она характеризуется в общих формулировках. В этой статье вы узнаете о том, что понимается под материализмом.
Кратко касаясь истории материализма, нужно понимать, что он на более чем двухтысячелетнем протяжении своей истории принимал разные формы. Достаточно вспомнить первых материалистов, которые предполагали существование первовещества: у Фалеса это была вода, у кого-то воздух, у кого-то - что-то ещё.
В Новом Времени успехи естественной науки дали новый толчок материализму. Важно отметить, что на данном этапе своего развития материализм всё еще оставался на довольно примитивном уровне. Так, был развит редукционизм, то есть он был склонен отрицать специфику сложного и сводить всё к более простому. Отдельно следует вспомнить и о так называемом вульгарном материализме, согласно которому вообще следует отождествлять сознание с материей:
Мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь.
Это, впрочем, лишь является своеобразной реакцией на поднявший свою голову в начале XIX века идеализм.
Марксистский философский материализм
Новый и, пожалуй, серьезнейший толчок в развитии материалистической теории был сделан именно Марксом и Энгельсом. Последний в работе "Анти-Дюринг" прекрасно изложил суть материализма. В частности, многие представления о достижении человека в хозяйственном, культурном, интеллектуальном планах оказались блестящим образом инкорпорированы в материализм. Энгельс писал:
Само собой разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей.
Эта цитата видится мне крайне актуальной и в нынешнее время. Многие люди, озабоченные экологией, поддаются соблазну упростить ситуацию и резко противопоставляют человечество природе, забывая о том, что мы на самом деле являемся её частью. Такое противопоставление естественным образом возбуждает в политических оппонентах "зеленой" политики чувство неприязни. Возникает конфликт, который несет опасность всему человечеству. И частично это происходит именно из-за непонимания таких базовых вещей.
Возвращаясь к сути дела, напомню вам о так называемом "главном вопросе философии", о котором писал Энгельс:
Высший вопрос всей философии - есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
Материализм, как заявляет Энгельс, является "просто пониманием природы такой, какова она есть, без всяких сторонних прибавлений". Эту мысль выразил ещё Гераклит:
Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Ленин написал на это в "Философских тетрадях":
Очень хорошее изложение начал диалектического материализма.
Каковы же основные характеристики, черты марксистского философского материализма?
Во-первых, материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком "мировом духе".
Этой чертой устанавливается связь марксистского материализма с диалектикой и отмечается, что существуют различные виды движущейся материи (все не обязательно сводится к, например, атомам), а также то, что для объяснение того или иного явления вовсе не обязательно прибегать к Богу, "мировому духу", "Идее".
Во-вторых, материя, природа, бытия представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания; что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно явлется отображением материи, отображением бытия; что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга. Нельзя отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку.
Материя воздействует на наши органы чувств, что производит ощущения. Материя является объективной реальностью, которая дана нам в ощущении. При этом, хоть сознание и является только "отражением бытия", оно вполне может быть приблизительно верным, адекватным отражением независимого от сознания, ощущения, опыта бытия.
Теперь возможно понимать, что в своем развитии материя достигает самых разных форм. Если раньше, например, жизнь ограничивалась простейшими существами, которые даже не дышали кислородом, то сейчас существуют высшие животные (в их числе и человек как Homo sapiens sapiens), причем существуют они в сложной взаимосвязанной системе (без этой связи, например, был бы невозможен текущий экологический кризис).
В-третьих, материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы; что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин; что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики.
Важно осознавать, что здесь материализм даёт самый настоящий бой Канту и его сторонников, которые утверждали о непознаваемости мира и неких "вещах в себе". В критике упомянутого идеалистического видения мира Энгельс еще в XIX веке применил достижения науки того времени:
Самое же решительное опровержение этих... философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности... Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались подобными "вещами в себе", пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым "вещь в себе" превращалась в вещь для нас, как, например, ализарин, красящее вещество марены, которое мы теперь получаем не из корней марены, выращиваемой в поле, а гораздо дешевле и проще из камменоугольного дегтя...
В современности же дело доходит в том числе до того, что с помощью новомодных 3D-принтеров стало возможным печатать импланты для людей. Таким образом, мы действительно можем наблюдать реальное развитие нашего понимания этого мира.
Дальнейшее развитие диалектический материализм находит также в своем применении на историческую науку: получается исторический материализм. Изучая общество и хозяйство, у нас получается марксистская политэкономия, которая, в отличие от таких наук как микро- и макроэкономика, устанавливает действительную связь экономики с общественным устройством. Микроэкономика, как и макроэкономика, оказываются неспособны дать ответ на вопрос о том, почему, например, в Древнем Риме существовали т.н. "колоны". Или же на вопрос о том, "какое влияние развитие буржуазии оказало на различные страны".
Кратко подытоживая черты марксистского материализма, мы имеем:
- Объективная реальность существует
- Она выражена в материи
- Материя находится в постоянном движении, она также взаимозависима
- Движение материи подчинено закону движения материи
- Материя первичнее сознание, наши ощущения - отражение объективной реальности
- Мир познаваем
Как можно видеть, и в случае с материализмом нападки некоторых противников марксизма оказываются безосновательны: вышеописанные черты материализма дают нам возможность понять, что знания могут быть проверены опытом и практикой, отчего эти знания станут знаниями достоверными.
Надеюсь, что Вам было интересно это читать. Прошу Вас поставить лайк, это поможет в распространении данной статьи. Благодарю Вас за прочтение и желаю Вам всего наилучшего!