Приветствую вас друзья! Единственный русский бронепоезд времен первой мировой войны, который, хоть и частично, но дожил до наших дней.
Использование в качестве базы для создания бронепоездов трофейного подвижного состава было привычным явлением в русской армии. В качестве примера можно вспомнить бронепоезда 9-го и 4-го сибирского железнодорожных батальонов. Поэтому когда в апреле 1915 года в г. Станиславе, в местных железнодорожных мастерских, началось строительство бронепоезда, также решено было одеть в броню две австрийских платформы и австрийский паровоз. Проект созданный штабс-капитаном 8-го желбата Пилсудским воплощался в металле силами солдат и офицеров того же батальона.
С постройкой бронепоезда произошла аналогичная история, что и со строившимся в тоже время бронепоездом по проекту инженера Балля. Поскольку русской армии пришлось оставить Галицию, недостроенный состав перевели сначала во Львов, а после в Тарнополь и Проскуров. В итоге достраивался бронепоезд уже в Киевских главных мастерских Юго-Западных железных дорог, куда он попал в июле 1915 года.
Бронепоезд был завершен постройкой 4 октября 1915 года. Он стал одним из немногих бронепоездов русской армии имевших имя собственное - "Генерал Анненков". Свое имя бепо получил отнюдь не в честь печально известного атамана времен гражданской войны (который тогда вообще был практически никем), как можно прочитать кое-где сейчас, а в память о генерале от инфантерии Михаиле Николаевиче Анненкове, талантливом военном инженере и крупном специалисте в области развития железнодорожного дела в России.
Бронепоезд состоял из паровоза и двух бронеплощадок. Как уже было упомянуто, основой для создания бронированных вагонов послужили австрийские двухосные платформы. Паровоз же был уже в ходе строительства заменен на отечественный Ов.
Состав отличало достаточно солидное, по меркам того времени, бронирование. Паровоз защищался стальными листами толщиной 20 мм, а борта вагонов — 20, 18, 16 и 10 мм. Внутри помещения броневагонов с обшивались 25-миллиметровым слоем пробки и 20 мм войлока.
Конструктивно бронеплощадка состояла из двух отсеков — орудийного и пулеметного. В первом находилась вращающаяся башня с 80-мм полевой австрийской пушкой и два пулемета "Шварцлозе". Пушка была установлена на особом поворотном круге, который поворачивался специальной зубчатой передачей, при участии одного человека. Сектор обстрела орудия в горизонтальной плоскости составлял 270 градусов. Боекомплект орудия состоявший из 180 унитарных выстрелов, размещался в стеллажах под полом орудийного и пулеметного отделений. Артиллеристы вели наблюдение за полем боя через шесть смотровых щелей.
В пулеметном отделении размещалось шесть пулеметов "Шварцлозе" (по три на борт), которые имели централизованную систему охлаждения из специального бачка. Каждая бронеплощадка была оборудована телефонной связью, звонковой и рупорной сигнализацией для связи с командиром бронепоезда. В крыше находился люк для выхода наверх (при помощи складной лестницы) и отверстие для установки перископа. Посадка экипажа производилась через сдвижную дверь в кормовом листе вагона Для безопасного аварийного выхода служили два люка в полу.
Бронирование паровоза было устроено так, что между броней и котлом имелись проходы, по которым можно было перейти в бронеплощадки и обратно. Позади тендера размещалась командирская рубка с наблюдательной вышкой со смотровыми щелями. В рубке находились все приспособления для связи с площадками и паровозом. Команда бронепоезда состояла из трех офицеров и 50 унтер-офицеров и солдат.
Первым командиром бронепоезда стал создатель его проекта штабс-капитан Пилсудский. 10 октября 1915 года бепо был осмотрен командующим Юго-Западным фронтом генерал-адъютантом Н.И.Ивановым. Генерал положительно оценил новую боевую единицу, остался весьма доволен качеством постройки и выразил благодарность командиру и экипажу, вручив при этом рядовым и унтер-офицерам денежные награды.
После высокого смотра "Генерал Анненков" был направлен на фронт. Прибыв на станцию Сарны, бронепоезд был вынужден пребывать в бездействии, поскольку условия наступившей к этому времени позиционной войны не давали благоприятной возможности использовать его в деле.
Боевое крещение состав получил только летом следующего года.19 июля 1916 года "Генерал Анненков", приданный 19-й пехотной дивизии, получил приказ её начальника, генерал-лейтенанта А.Д. Нечволодова поддержать атаку 75-го пехотного Севастопольского полка у станции Коршев. Ранним утром 25 июля 1916 года, после предварительной разведки и перешивки отдельных участков пути, бронепоезд вышел на позицию и открыл артиллерийский огонь по австрийским позициям. Когда невыдержавший артиллерийского обстрела русского бепо противник стал покидать окопы, по нему ударили пулеметы "Генерала Анненкова". Австрийские батареи открыли сильный ответный огонь. Несмотря это, бронепоезд продолжал бой в течение 40 минут, выпустив по противнику 283 снаряда и 15 000 патронов. При этом повреждений он успешно избежал. При помощи "Генерала Анненкова", русская пехота на этом участке без труда прорвала фронт и продвинулась вперед.
Дальше были новые бои, из которых бронепоезд выходил победителем. В августе 1917 года по инициативе капитана Н.И. Кондырина был создан Броневой ударный железнодорожный отряд, куда вошел "Генерал Анненков", недавно построенный мотоброневагон "Заамурец", бронедрезина и два бронеавтомобиля. По мнению создателя отряд должен был, играть роль ударного бронированного кулака в наступлении, поддерживая пехоту при прорыве укреплений противника в полосе железной дороги. Увы разложение армии привело к тому что русским бронепоездам пришлось не наступать, а вести тяжелые арьергардные бои прикрывая отход своих войск после неудачного летнего наступления 1917 года и последовавшего за ним контрудара австро-германских армий.
16 октября 1917 года по приказу Ставки, бронепоезд "Генерал Анненков" был отправлен на Северный фронт в распоряжение командующего 12-й армией. В районе станции Бологое бепо был захвачен отрядом моряков под командованием Ф. Ф. Раскольникова, которые направлялись из Петрограда на помощь "московскому пролетариату" устанавливать советскую власть. В своих воспоминаниях Раскольников подробно описывает погоню и захват бронепоезда с последующим разоружением и пленением его команды. Книга называется "Кронштадт и Питер в 1917 году". Стоит отметить что командир бепо подполковник Кондырин избежал пленения и смог в дальнейшем присоединиться к Добровольческой армии. Во время гражданской войны, уже будучи генерал-майором, он командовал группой бронепоездов в белой Донской армии, где смог реализовать свои идеи использования ударных групп бронепоездов, которые не смог воплотить в жизнь на фронтах первой мировой.
Захваченный красногвардейцами "Генерал Анненков" был отправлен сначала в Москву а затем в Петроград. Там провели полную замену вооружения состава: вместо австрийских пушек и пулеметов установили 76,2-мм полевые пушки образца 1902 года и пулеметы Максима образца 1910 года. Весной 1918 года бронепоезд получивший новое имя "Партизан", направили на помощь финской Красной Гвардии. 24 апреля 1918 года он был захвачен белыми финнами, которые активно использовали трофей в ходе гражданской войны. Как и в России, боевые действия здесь имели маневренный характер и бронепоезда в них сыграли такую же весомую и даже большую, чем у нас роль, поскольку у воюющих сторон почти отсутствовала кавалерия. Бронепаровоз был заменен другим и в очередной раз заменили пушки и пулеметы. "Генерал Анненков" в целом виде оказался слишком тяжелым для большинства местных железных дорог (кроме линии Выборг-Гельсингфорс), поэтому финны использовали его бронеплощадки в составе разных бронепоездов.
После победы над красными, решено было оставить только два бронепоезда отобрав для них наиболее совершенную матчасть. Бывшие русские броневагоны, таким образом, вошли в состав этих двух бронепоездов: №1 и №2. Сначала бронепоезда передали немецкой "Остзейской" дивизии генерала Р. фон дер Гольца. Она использовала их для охраны пограничного перегона Петроград-Выборг. После капитуляции Германии в ноябре 1918 года, немцы покинули страну - но задача охраны границы с большевиками оставалась. Финляндия и Советская Россия друг друга не признавали и, поэтому, демаркационная линия, проходившая под Белоостровом была скорее линией фронта. В июне-июле 1919 года бронепоезд №1 участвовал в боестолкновениях с частями Красной Армии и даже попал под бомбовый удар советских самолетов, получив некоторые повреждения. Вялотекущая малая война на границе продолжалась вплоть до заключения Тартусского мира в конце 1920 года.
Надо отметить, что финны долго не могли определиться с тем кто у них должен заниматься бронепоездами. В начале 1919 года когда немцы уходили из Финляндии, оказалось, что желающих принять от них бронепоезда ещё придется поискать! Кое-как удалось "пристроить" их саперному батальону 2-й пехотной дивизии: как-никак инженеры, вот вам и техника в руки. Когда батальон переформировали в территориальный "Инженерный отдел Выборг", бронепоезда остались за ним. В 1921 хозяин вновь сменился - теперь им стала гражданская Администрация Железных Дорог. Но она не имела никаких возможностей для организации подготовки экипажей. Идею командира 2-й пехотной дивизии генерала Ветцера сформировать в составе дивизии отдельный полк или батальон бронепоездов пришлось оставить, поскольку намечалось существенное сокращение армии, и соответственно расходов на нее. Решили передать оба бронепоезда в ведение пулеметных рот дивизии, которые должны были не только следить за сохранностью матчасти, но и вести обучение экипажей. Однако затем обе роты переформировали в велосипедные и бронепоезда оказались опять ничейными. Только в 1926 году оба многострадальных бронепоезда передали Гражданской Гвардии (шюцкору) города Выборга. Вот там-то ими наконец занялись как надо! В 1931-32 годах в Выборгском депо был произведен капремонт материальной части: были проверены и заменены буксы, тормоза, сцепка, трубопроводы. Заменили внутреннее оборудование - от телефонов до столов и рундуков. Перебрали механизмы башен. Заново покрасили вагоны. У бронепоезда № 1 поменяли вооружение: русскую трехдюймовку и "виккерс" заменили на две горных 76-мм пушки, добавили один 81-мм миномет Брандта-Стокса (впрочем, вскоре его сняли). Было усилено зенитное вооружение: часть бортовых "Максимов" получила возможность вести огонь по воздушным целям. Бронепоезд № 2 прошел такой же ремонт чуть позже - в 1937-38 году.
Осенью 1939 года, незадолго до начала войны с Советским Союзом, оба бронепоезда были срочно приведены в боевую готовность. Это облегчалось тем, про многие обучавшиеся на них добровольцы жили в самом Выборге - издалека никого везти не пришлось. Бронепоезд №1 в период "зимней войны" с СССР действовал в районе Суоярви, севернее Ладожского озера. Патрулировал железную дорогу, сопровождал эшелоны, оказывал артподдержку своим частям, отбивал атаки советской авиации. Охотой за бронепоездом занимались даже советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Неоднократно он получал повреждения и дважды вынужден был уходить на ремонт. Ярким эпизодом стал бой 2 декабря 1939 года у Сувилахти. Днем ранее бронепоезду была поставлена задача произвести дальнюю разведку вдоль линии железной дороги. Но ночью финская пехота оставила позиции, и бронепоезд оказался практически в тылу советских войск. Пришлось вместо разведки прикрывать огнем отступающую пехоту. На станции Суоярви оказался брошенным эшелон с эвакуируемыми местными жителями. Поскольку другого локомотива не было, бронепоезд отбуксировал состав с беженцами из-под огня на станцию Паперо.
Бронепоезд №2 был в конце ноября 1939 года был направлен на Карельский перешеек, в Териоки (ныне - Зеленогорск), где его и застало начало войны. Далее он отступал вместе с пехотными частями. У станции Перо сбил один самолет ВВС РККА. В декабре 1939 года бепо обеспечивал ПВО прифронтовых станций. Десантный отряд с бронепоезда с двумя пулеметами был послан на помощь пехоте. Периодически состав выходил для артподдержки своих частей. В один из таких выходов путь позади него был разбит советской артиллерией, и он простоял несколько дней на заброшенной ветке, пока рабочие вспомогательного поезда не восстановили рельсы.
После того, как в марте 1940 года было заключено перемирие, оба бронепоезда остались на Карельском перешейке для прикрытия новой границы. Составы требовали ремонта, причем у бепо №1 необходима была замена паровоза. Проанализировав опыт войны, финны пришли к выводу, что главной задачей бронепоездов является теперь ПВО. Все четыре башни со старыми 76-мм пушками заменили на 40-мм шведские зенитные автоматы "Бофорс" с обычным визуальным прицелом. Часть "Максимов" заменили спаренными зенитными пулеметами. Установили современные радиостанции. На паровозах установили дымоотводы, так чтобы дым из трубы ел вниз в сторону, и выходил рядом с задними колесами тендера. Этим постарались избавиться от демаскирующего столба дыма, по которому так часто советские летчики и артиллеристы обнаруживали местоположение бронепоездов (особенно №1).
В таком виде бронепоезда встретили в 1941 году начало новой войны с СССР, которую в Финляндии именуют "войной-продолжением". В ее начале финским войскам удалось уничтожить несколько советских бронепоездов. Однако одна из бронеплощадок была отремонтирована и включена в состав бепо №2 вместе с "анненковской". С июня 1941 по ноябрь 1942 бронепоезд № 1 находился на Карельском перешейке, прикрывая отдельные станции и эшелоны от воздушных налетов. Служба была рутинной и достаточно спокойной. В конце 1942 его переименовали в 1-ю железнодорожную артиллерийскую батарею. При этом ни вооружение, состоявшее из двух зениток и 18 пулеметов ни задачи не изменились. Так продолжалось до июня 1944, когда Красная Армия перешла в наступление. Батарея прикрывала Выборг . 14 июня 1944 года во время отражения налета 180 бомбардировщиков Пе-2 ее зенитчикам удалось повредить один самолет. А 15-го на "Выборг-сортировочной" от сброшенной бомбы взорвался эшелон с боеприпасами. Бронебатарея №1, находившаяся в этот момент рядом ощутимо пострадала - два вагона были уничтожены, остальные повреждены. Состав утащили на ремонт, а Выборг пал через несколько дней. К сентябрю технику отремонтировали, но в боях батарея больше не участвовала и была расформирована в ноябре 1944 года.
Бронепоезд №2 с началом войны был направлен в Карельскую Армию, наступавшую севернее Ладоги. Помимо штатного вооружения (2 "Бофорса", 18 пулеметов) он получил еще 75-мм британскую полевую пушку (К/17) на платформе, блиндированной шпалами. Первой операцией стала поддержка атаки на Вяртсиля. Обеспечивая противовоздушную оборону, бронепоезд отбил несколько авианалетов, сбив 7 июля один самолет. Вяртсиля взяли 11 июля, британской пушкой при этом воспользоваться не пришлось. К 28 июля бронепоезд перебросили в район Лоймола, где он поддерживал атаки 163-й немецкой дивизии - оказавшиеся безуспешными. 30 июля готовилась атака на Колласйоки. Бронепоезд выдвинулся вперед по ж/д ветке. в сопровождении разведчиков. Советские наблюдатели засекли движение и артиллерия РККА открыла огонь. Бепо ответил вслепую. Потом наткнулись на поврежденный рельс, но смогли его починить. В итоге бронепоезд неожиданно и для финнов и для красноармейцев оказался у переднего края и смог произвести "классическую" штурмовую атаку со шквальным огнем изо всех стволов. По сообщениям финнов, атака бронепоезда вызвала замешательство у противника, поскольку совпала с проводившейся им перегруппировкой частей. В конце августа бронепоезд действовал в районе Сортавала, участвуя в обеспечении ПВО 19-й пехотной дивизии.
В сентябре - участвовал в наступлении на Петрозаводск. В дополнение к "Бофорсам", бронепоезд получил два закупленных еще до войны 76-мм английских зенитных орудия Vickers Q.F. 3-in 20cwt. Также в состав поезда включили вышеупомянутую трофейную советскую бронеплощадку ПЛ-35. Весной 1942 года бронепоезд серьезно пострадал в аварии - были повреждены оба артиллерийских вагона. До ноября они были в ремонте. Потом, как и для бронепоезда №1, пришел приказ о переформировании во 2-ю железнодорожную зенитную батарею. Матчасть при этом не поменялась - только исключили ненужную зенитчикам трофейную советскую бронеплощадку. Батарею разделили на две секции. Одну использовали для прикрытия отдельных эшелонов, другая обеспечивала ПВО станций. Вооружение усилили парой небронированных платформ с 20-мм зенитными пушками. Летом 1944 года батарея прикрывала перевозки войск из Карелии в районе Питкяранта. По завершении перевозок ее направили на реку Свирь, где оставшиеся малочисленные финские части еще пытались удержать фронт. 20 июня 1944 года советские части нанесли удар и на Свири, а высаженный у финнов в тылу десант Ладожской флотилии перерезал железную дорогу. Не имея возможности эвакуироваться было решено взорвать материальную часть 2-й батареи: паровоз и броневагоны. Одним из них была бронеплощадка бывшего русского бронепоезда "Генерал Анненков".
Судьба второго броневагона "Анненкова" сложилась гораздо удачнее. После расформирования 1-й бронебатареи в 1944 году, он избежал отправки на металлолом, сохранился, и до сих пор находится в экспозиции финского танкового музея в городке Парола.
Считается, что по своей конструкции "Генерал Анненков" был наиболее совершенным из всех русских бронепоездов времен Первой мировой войны. От "хунхузов" его отличало более мощное и удачно расположенное артиллерийское вооружение. Хотя ограничение углов обстрела при этом сохранилось. Башенные установки были удобнее, чем казематные в типовых бронепоездах. От бронепоезда 4-го Сибирского желбата он выгодно отличался своей компактностью, а значит представлял собой менее удобную цель для вражеских артиллеристов. Ну а многолетняя его служба наглядно доказывает качество его постройки, делая честь российским военным железнодорожникам.
Источники: М.В. Коломиец "Русские бронепоезда Первой Мировой. "Стальные крепости" в бою", В. Бут "За Веру, Царя и Отечество! Часть 2" (статья)/Журнал "Наука и техника" №5-2011, О.Ю. Красильников " Финские бронепоезда: Гражданская Война" и "Финские бронепоезда: между войнами" (статьи)/Lib.ru: Журнал "Самиздат".
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Еще статьи по теме:
Бронепоезд 9-го железно- дорожного батальона: первый русский бронепоезд
Бронепоезда Морского полка и Усть-Двинской крепости: и снова импровизация
Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона: австрийский "подарок"
Типовые бронепоезда русской армии: "хунхузы" и "кавказцы"
Бронепоезд 4-го Сибирского железнодорожного батальона: удачный проект инженера Балля