Найти тему

ПСАЛОМ 49: ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ ПРЕД БОГОМ

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Псалом 49 - первый из двенадцати, которые связывают с Асафом (49; 72—82). В книге II встречается только один такой псалом (49), а другие одиннадцать находятся в книге III (72—82). Подзаголовок не обязательно указывает на автора; он может просто называть того, кто поместил его в сборник, того или тех, кто особенно часто использовал его, или же определять стиль псалма.

Трудно установить время написания этого псалма и его автора. Ясно одно: его использовали в качестве пророческой песни, призывающей народ к покаянию.

Центральная тема псалма - чистота религии перед Богом. От лица пламенного пророка автор горячо обличает греховность народа и указывает, как жить человеку, чтобы угодить Богу. Преобладающая часть псалма изложена в форме обращения Бога к Своему народу. Вдохновленный Божьим Духом, автор изображает, как Бог собирает людей пред Свои испытующие очи и объявляет о своем недовольстве ими.

Псалом начинается с Божьего призыва к Своему народу собраться к Нему на суд.

«Бог богов, Господь возглаголал, и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог. Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его; ибо судия сей есть Бог» (1-6).

В первом предложении мы находим три Божьих имени: Эл (Могущественный; здесь Бог богов), Элохим (Бог) и Яхве (Господь). Такое встречается лишь еще в одном месте Ветхого Завета: в Иис. Н. 22:22. Употребление этих трех имен подчеркивает свойства Судящего Свой народ. Они выражают величие Глаголющего: Он один истинен и всемогущ, только Он существует Сам по себе.

В псалме говорится, что Бог созывает всю землю от восхода солнца до его заката, все пространство, освещаемое солнцем, когда оно обходит землю, выслушать Его решение о Его народе. Собирающий это собрание - Бог, которому поклоняются на Сионе, там, где с давних пор была явлена Его красота. Он выступает в головокружительной славе, впереди Него огонь, а вокруг - буря.

Небеса и земля должны видеть, как Бог будет допрашивать Израиль, народ, связанный с Ним заветом. Слова о собрании - образные выражения, подчеркивающие торжественность грядущего суда. Бог абсолютно праведен, и потому более кого бы то ни было подходит на роль Судьи.

Что же Бог говорит о Своем народе? Какие обвинения выдвигает против него?

Имея этот псалом в качестве руководства и воспользовавшись судом нашего Господа над ветхозаветным народом, давайте отметим основные свойства чистой религии пред Богом.

I. ИСКРЕННОСТЬ В ПОКЛОНЕНИИ (ст. 7-15)

Вначале Бог критикует людей за то, что они поклоняются Ему не от всего сердца. Они восхваляют Его только внешне.

«Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною» (ст. 7, 8).

Бог говорит людям, что наказывает их не за жертвы. Данный им закон требует от них жертвоприношений, и они соблюдают его.

«Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (ст. 9-15).

Недостаток их поклонения состоит в том, что они поклоняются без понимания смысла своих жертвоприношений, исполняя все установления без участия сердца. Из-за этого их жертвы противны Богу. Он говорит, что не примет от них ни тельца, ни козла. Наше поклонение Богу либо доставляет Ему великое наслаждение, либо вызывает Его великое недовольство - все зависит от того, искренни мы в нашем повиновении или нет.

Бог не нуждался в их скоте, ведь Он и так владел им всем. Как может человек что-либо дать Богу? Ему принадлежат все домашние животные на земле и все звери в полях, лесах и долинах. Ни одна птица не ускользнет от Его взора и ни один зверь не пройдет, чтобы Он не заметил его.

Наш Творец не питается земной пищей; абсурдно думать, что приносимые Богу жертвы каким-то образом кормят Его. Если бы Бог и проголодался, Он все равно не сказал бы человеку об этом, ибо Он сотворил всю пищу, которую производит земля, и владеет ею.

Истина, которую передает псалмопевец, такова, что Бог принимает только одну жертву - ту, которая приносится согласно Его воле и от радостного, благодарного и верного сердца. Дух веры и любви, участие души - вот что должно сопровождать жертву, угодную Богу.

Жертвы и обеты людей должны были быть конкретным выражением их любви и благодарности Богу. У Израиля был Бог, который заботился о Своем народе. Он спасал их в трудные времена. Он вдохновит их на любовь и служение Ему, если они откроют свои сердца навстречу Его предложениям благодати. Когда они должным образом отвечали Богу, Он слышал их молитвы, избавлял и благословлял их. В благодарность за Его добро они должны были славить и восхвалять Его с искренней радостью.

II. ЧИСТОТА В ЖИЗНИ (ст. 16-23)

Второе свойство истинной религии, о которой Бог говорит Своему народу, это чистота в жизни. Он сурово обвиняет их в том, что они не живут в соответствии с Его законами. Нельзя жить по одним законам, а исповедовать другие.

«Грешнику же говорит Бог: “Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя? Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься. Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь”» (ст. 16-20).

Псалом переходит от греха формализма, внешнего действия без внутренней верности, к греху лицемерия, исповеданию религии одними лишь устами и пренебрежению ею в жизни. Если человек не повинуется от всего сердца Божьим заповедям относительно поклонения, он скоро станет игнорировать Божьи заповеди и в жизни.

В этой части псалма Бог говорит с Израилем еще более сурово. Он обвиняет Свой народ в открытых и намеренных прегрешениях.

Грешники, к которым обращается Бог, считали себя принадлежащими завету. Они знали Божьи уставы (законы) и учили других в Израиле жить по ним. Но когда дело доходило до исполнения этих повелений ими самими, они игнорировали свои собственные наставления и ненавидели наказание.

Бог осуждает их не только за то, что они сами делали, но также и за попустительство, которое они демонстрировали по отношению к тем, кто грешил. Они не отшатывались в ужасе, когда видели, как кто-то ворует, а находили в таких поступках низменное удовольствие.

Так же они относились и к прелюбодеянию. Как израильтяне, предавшие себя Божьей воле, они должны были наставлять и учить людей отворачиваться от подобных грехов. Но вместо этого они лакировали грехи и сами совершали их. И, участвуя в этих грешных делах, они выдавали себя за благочестивых приверженцев завета. Их поведение оскорбительно для Бога.

Еще хуже то, что их уста, говорит Бог, открываются на злословие. Устами своими они произносят ложь, вводят в заблуждение грязными намеками и клевещут на других. Они настолько порочны, что злословят на близких родственников - тех, кого человек обычно стремится защитить, а не уничтожить.

«Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя, и представлю пред глаза твои грехи твои» (ст. 21).

В течение какого-то времени Бог не осуждал их немедленно за такую порочную жизнь. Какой-то срок он молчал, наблюдая за ними. И грешники, очевидно, пользовались Его молчанием, говоря, что Бог прощает им их проступки. Они не замечали, что Божье долготерпение не означает, что Он безразличен к греху. Под воздействием греха лицемерные израильтяне позволили себе непочтительно думать о Боге. Их извращенное сознание рисовало им Бога похожим на ним самих, говорящим одно, а делающим другое. Казалось, они думали, что Бог удовлетворится их жертвами и закроет глаза на их безнравственную жизнь.

Исходя из Своей святости и праведности, Бог говорит, что ясно изложит перед ними Свое судебное решение. Он полностью изобличит их грехи и недостатки и строго осудит их.

«Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (ст. 22, 23).

Господь призывает Израиль “уразуметь” сказанное. Они должны принять Его слова к сердцу, поразмыслить над ними и позволить им глубоко осесть в уме и сознании. Этот процесс приведет их к покаянию.

Бог дает людям ясное и точное предупреждение, состоящее из двух частей. Первая часть подчеркивает его суровость: если люди забудут Бога, Он “восхитит” (покарает; Современный Перевод) их, или, как сказано в английском переводе, разорвет их на части, как лев разрывает свою добычу. Вторая часть предупреждения подчеркивает его окончательность: когда Бог наведет на человека кару, то избавления не будет. Придет время, когда никто, даже Бог, не сможет спасти непокорного. Никакая сила и никакой человек не избавят его от суда.

Однако Бог смягчает свое предупреждение милостью. Он - Бог спасения для Своего народа. Всякий, кто обратится к Нему, воздаст Ему хвалу от чистого сердца и приведет свою жизнь в соответствие с Его волей, обретет спасение. Итак, обращение Бога к Своему народу заканчивается обещанием спасти тех, кто будет жить так, как распорядился Он.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чистая религия пред Богом определяется в этом псалме не кем иным, как Самим Богом. С Его точки зрения, у праведности два свойства: искреннее поклонение и благочестивая жизнь. Эти две черты неразделимы. Одна без другой не полны и не угодны Богу.

Один проповедник, чтобы передать важность божественного равновесия между поклонением и делами, между восхваляющими устами и жизнью в повиновении, использовал наглядную иллюстрацию. Проповедуя перед общиной, он стоял на одной ноге сколько мог. В такой позе он говорил о вере и о том, что она означает. Наконец, он больше не мог стоять на одной ноге и должен был восстановить равновесие с помощью другой ноги. Затем он встал на другую ногу и так проповедовал сколько мог, на этот раз говоря о делах и о том, что они значат. В таком положении он проговорил несколько минут, но в конце концов потерял равновесие и должен был опять встать на обе ноги. Община уже могла представить, что он скажет дальше: “Я должен стоять на обеих ногах. Вот так же и Бог дал нам веру и дела. Мы должны иметь и то, и другое. Вера и послушание неразлучны”.

Вытекающий из этого псалма урок так же актуален сегодня, как и во время его написания. В контексте Ветхого Завета требовалось принесение кровавых жертв и поклонение в храме; контекст христианства иной. Новозаветная церковь поклоняется посредством пения, проповеди, молитвы, причастия, сбора пожертвований и жизни в вере и любви. Но хотя мы живем в иную эпоху, чем та, что была во время написания этого псалма, его урок необходим и неоднократно повторяется в Новом Завете. Оба завета учат обязательному поклонению Богу от всего сердца и следованию Его словам в нашей ежедневной жизни.

Что бы сказал Бог, если бы призвал нас сегодня к Себе для исправления? Не укорил бы за отсутствие сердечности в поклонении и верности в исполнении Его воли?

#псалтирь #библия #читать библию #христианство #религия