Найти тему

"Коммунальный рай" в Особняке Румянцева

Все жили вровень, скромно так —
Система коридорная:
На тридцать восемь комнаток —
Всего одна уборная.
В. Высоцкий "Баллада о детстве"

"Система коридорная", одна уборная и общая кухня на несколько комнат (правда, их не 38 как у Высоцкого, а четыре) — все это можно увидеть на выставке "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева, разместившейся в стенах бывшей коммунальной квартиры.

На экспозицию ведет узкая "черная" лестница.

Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Когда особняком владела супруга герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского — герцогиня Зинаида Дмитриевна Лейхтенбергская, графиня Богарне, здесь, на четвертом этаже, размещались квартиры, в которых жили люди, служившие у Лейхтенбергских. После революции особняк национализировали, и бывшие служебные квартиры превратились в коммунальные. Последние жильцы выехали из них в 1994 году, а в 2016 открылась музейная экспозиция, посвященная истории коммунального быта.

125-метровая квартира сохранила оригинальную планировку: длинный узкий коридор, заканчивающийся дверью в уборную, слева — двери, ведущие в жилые комнаты.

Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Передвигаясь по коридору, посетитель словно совершает небольшое путешествие на машине времени: из 1920 годов — в 1930-е, оттуда — через 1960-е — в 1970-1980-е. Мебель, текстиль, посуда, разные бытовые и декоративные мелочи в каждой комнате рассказывают отдельную историю из жизни "коммуналки".

В комнате № 1 "живет" одна из "бывших" — представительница зажиточной петербургской семьи, которой раньше принадлежала эта квартира. Случилась революция 1917 года, и после принятия ряда декретов об ограничении жилищных прав буржуазии, даму "уплотнили", подселив ей в качестве соседей посторонних людей, нуждающихся в жилье.

Комната бывшей дворянки. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната бывшей дворянки. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Бывшая хозяйка квартиры вынуждена ютиться в одной комнате, плотно заставленной дорогой мебелью и предметами, напоминающими о былой роскоши.

Комната бывшей дворянки. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната бывшей дворянки. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

На стене — телефонный аппарат "L. M. Ericsson&Co" начала XX века.

Настенный телефонный аппарат "L. M. Ericsson&Co". Начало XX века. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Настенный телефонный аппарат "L. M. Ericsson&Co". Начало XX века. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

На полу — переносная керосиновая печь европейского производства.

Керосиновая печь. Начало XX века. Западная Европа. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Керосиновая печь. Начало XX века. Западная Европа. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

На изящном столике — аристон-орган фирмы "Ю. Г. Циммерман" с картонной пластинкой-звуконосителем. Этот механический музыкальный инструмент приводился в действие при помощи рукоятки. В рекламном объявлении "Главное депо музыкальных инструментов" Юлия Генриха Циммермана сообщало, что "цена аристону-антик с 10 пьесами по выбору 26 рублей". Отдельные пьесы по 60 коп.". Недешевое удовольствие!

Аристон-орган с картонным диском. Фирма "Ю.Г. Циммерман". Конец XIX века. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Аристон-орган с картонным диском. Фирма "Ю.Г. Циммерман". Конец XIX века. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Совсем иначе выглядит комната "приезжих" — семьи, перебравшейся в Ленинград из деревни в 1930-1950-х годах: дешевые хлопчатобумажные занавески, домотканые ковры-дорожки, самодельная детская кроватка, сундуки для хранения вещей.

Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Нарастающая индустриализация в годы первой пятилетки (с 1928 по 1932 год) привела к увеличению численности рабочего класса. Первое место в СССР по количеству рабочих в 1930-е годы занимал Ленинград. Пополнялись ряды строителей народного хозяйства в основном за счет бывших крестьян, которые сотнями тысяч переселялись в города из разных областей страны.

Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Еще одна причина массового переселения крестьян в города в 1920-1930 годы— принудительная коллективизация (процесс объединения единоличных хозяйств в коллективные) и последовавший за ней голод. В городе было проще выжить: найти работу, приобрести продукты и одежду. Но вышедшее 27 декабря 1932 года постановление ЦИК и СНК СССР "Об установлении единой паспортной системы" лишило сельских жителей возможности уезжать из села в поисках лучшей жизни.

Детский горшок. Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Детский горшок. Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

За первую пятилетку население Ленинграда увеличилось более чем на один миллион человек. Темпы жилищного строительства не успевали за за приростом населения, поэтому основным способом решения проблем с жильем было "уплотнение".

Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната "приезжих". Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Представителей рабочего класса переселение в бывшие барские квартиры не всегда приводило в восторг:

"В домах на окраинах жили скученно, но в бывшие буржуазные квартиры в центре многие рабочие въезжать не хотели. В роскошных апартаментах они чувствовали себя неуютно, прежние хозяева косились, да и большие квартиры трудно было натопить, требовалось много дров", — вспоминал один из ленинградских партийных активистов 20-х.
Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков "Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия"

Серьезный приток сельских жителей в Ленинград случился и после войны. Он был связан с необходимостью восстанавливать городское хозяйство. И опять основная нагрузка по приему мигрантов легла на коммунальные квартиры.

Оказавшись в городе, не все сельские жители были готовы менять привычный уклад жизни, что приводило к конфликтам.

В. А. Серов "Кухня и домком» 1948 г. Репродукция с экспозиции "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
В. А. Серов "Кухня и домком» 1948 г. Репродукция с экспозиции "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Какие вопросы становились поводами для выяснения отношений можно понять из записок жильцов коммунальной квартиры, помещенных на репродукции картины Владимира Серова "Кухня и домком". В одной из них некто В. С. в грубой форме обещает создать проблемы Лидии Шевчук, которая имела наглость положить что-то на его стол.

Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

В другой — квартирный комитет призывает граждан не проживать без прописки, угрожая заявлением в милицию или ОБХСС (при чем здесь ОБХСС — непонятно, насколько я помню, структура эта занималась борьбой с расхитителями социалистической собственности).

Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

В третьей — досталось семье Зинатулиных, чьи дети играли на общей кухне.

Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Записки жильцов коммунальной квартиры. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Как тут не вспомнить строки:

Петербург коммунальных квартир.
Под звонками таблички из меди.
Сотни драм, и десятки трагедий,
О которых не ведал Шекспир.
Владимир Плющиков "Петербург коммунальных квартир"

В комнату № 3 создатели экспозиции "поселили" ленинградского неформала-стилягу из 1950-1960 годов.

Комната стиляги. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната стиляги. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Развенчание культа Сталина, хрущевская "оттепель" привели к изменению атмосферы в обществе. Появилось большое количество кружков, художественных и литературных объединений, субкультур, которые проповедовали взгляды, далекие от общепринятых.

Стиляги — одно из неформальных молодежных движений, ориентированное на европейский и американский образ жизни. Яркая одежда, особый сленг, джаз и рок-н-рол, буги-вуги и твист, переводная или самиздатная литература — все это официально осуждалось в советском обществе: "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст".

Переносной транзисторный радиоприемник "Spidola". 1965 год. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Переносной транзисторный радиоприемник "Spidola". 1965 год. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Жизнь по соседству со стилягой или представителем другой субкультуры (хиппи, панком, рокером и пр.) в коммунальной квартире вряд ли можно было назвать комфортной: постоянные вечеринки, музыка и танцы становились поводами для конфликтов.

Комната № 4, где живет ленинградский художник 1970-1980 годов. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната № 4, где живет ленинградский художник 1970-1980 годов. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Заглянув в комнату № 4, мы оказываемся в пристанище независимого художника, представителя ленинградского андеграунда 1970-1980 годов, "поколения дворников и сторожей".

Комната № 4, где живет ленинградский художник 1970-1980 годов. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Комната № 4, где живет ленинградский художник 1970-1980 годов. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Это одновременно и жилое помещение, и мастерская: типичная для того периода советская мебель, мольберт, краски, кисти, эскизы, готовые живописные работы и семиструнная гитара на стене. На круглом столике среди прочих емкостей — бутылка портвейна, любимого напитка советских трудящихся.

Уборная. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Уборная. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

На общей кухне слева выстроились столы жильцов.

Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Угадать, кому какой стол принадлежит, не составляет труда. Стол "бывшей" выдает белоснежная скатерть, явно не советская посуда, прозрачные подставки под столовые приборы, пашотница и многоразовая зажигалка для спичек.

Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Вдоль стены справа — выставка бытовой техники, по которой можно проследить развитие технической мысли: примусы, утюги, приспособления для стирки белья и хранения продуктов.

Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

К примеру, рядом с холодильником "Саратов" стоят его предшественники — холодильные шкафы-ледники. В верхней части такого шкафа — емкость для льда, снизу — краник для спуска талой воды, на полках размещались продукты.

Ледники для хранения продуктов. Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Ледники для хранения продуктов. Кухня. Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Знакомство с бытовой техникой можно продолжить в коридоре. Здесь в витринах, расположенных напротив дверей в жилых комнаты, чего только нет: бритвенные принадлежности, всевозможные устройства для завивки волос, целая коллекция дверных звонков.

Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева
Экспозиция "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" в Особняке Румянцева

Посетить выставку "Коммунальный рай, или Близкие поневоле" можно самостоятельно по единому входному билету на посещение особняка, а в выходные дни в 14.00 можно присоединиться к экскурсии.

Адрес музея "Особняк Румянцева": Английская набережная, 44; Галерная улица, 45.
Режим работы с 11.00 до 1800 (касса работает до17.00), среда —выходной. Телефон +7 (812) 571-75-44