Найти в Дзене

Криминалист изучает физиологическую психологию[172] органов чувств и их функций, чтобы выяснить их природу, их влияние на образы

Криминалист изучает физиологическую психологию[172] органов чувств и их функций, чтобы выяснить их природу, их влияние на образы и понятия, их достоверность, их надежность и ее условия, а также отношение восприятия к объекту. Этот вопрос в равной степени относится к судье, присяжным, свидетелю и обвиняемому. Как только будет понята сущность функции и отношения чувственного восприятия, ее применение в отдельных случаях станет легким.{188}

Нет необходимости демонстрировать важность чувственного восприятия. “Если мы спросим, - говорит Миттермайер, - по причине нашей убежденности в истинности фактов даже в очень важных вопросах и в основе любого суждения о существовании фактов, мы обнаружим, что доказательства чувств являются окончательными и, следовательно, кажутся единственным истинным источником уверенности”.

Конечно, всегда существовали разногласия по поводу объективности и надежности чувственного восприятия. То, что чувства не лгут, “не потому, что они всегда верны, а потому, что они не судят”, - это часто цитируемое высказывание Канта; киренаики уже высказывали это, утверждая, что только удовольствие и боль несомненны. Аристотель, как и Эпикур, сужает достоверность ощущения до его сущностного содержания. Декарт, Локк и Лейбниц предположили, что ни один образ нельзя назвать простым изменением чувства, истинным или ложным. Сенсационность в работах Гассенди, Кондильяка и Гельвеция предприняла по этой причине защиту чувств от упрека в обмане и, как правило, делала это, ссылаясь на непогрешимость чувства осязания против упрека в противоречиях в других чувствах. Рид вернулся к Аристотелю, различая конкретные объекты для каждого чувства и предполагая истинность каждого чувства в его собственной области.

То, что эти различные теории могут быть скорректированы, сомнительно, даже если с более консервативной точки зрения этот вопрос можно рассматривать количественно. Современная количественная оценка психологии была начата Гербартом, который разработал математическую систему психологии, введя некоторые совершенно неэмпирические постулаты, касающиеся природы представления, и применив определенные простые предпосылки во всех выводах, касающихся числовой протяженности. Затем появился Фехнер, который взял на себя суммирование стимулов. И, наконец, эти взгляды были определены и закреплены широко обсуждаемым законом Вебера, согласно которому интенсивность стимула должна увеличиваться пропорционально увеличению интенсивности ощущения; то есть, если стимул в 20 единиц требует добавления 3, прежде чем он может быть воспринят, стимул в 60 единиц потребует добавления 9. Этот закон, имеющий огромное значение для криминалистов, которые обсуждают чувственное восприятие свидетелей, был тщательно и окончательно рассмотрен А. Мейнонгом[173].