Найти тему

Пока что-либо воспринимается как пассивное, оно всегда может повторяться более идентично, чем когда оно воспринимается как актив

Пока что-либо воспринимается как пассивное, оно всегда может повторяться более идентично, чем когда оно воспринимается как активное. В последнем случае индивидуальность конкретного человека делает восприятие в еще большей степени индивидуальным и делает его почти творением того, кто воспринимает. Прав Обер или нет-не наша задача выяснить, но если он прав, то чувственное восприятие так же разнообразно, как и человечество. Разнообразие еще больше увеличивается благодаря всесторонней деятельности, которую Фишер[176] предполагает. “Зрительное восприятие обладает всеобъемлющей или комплексной активностью. Мы никогда не видим ничего абсолютно простого и, следовательно, не воспринимаем элементы вещей. Мы видим просто пространственный континуум, а это возможно только благодаря всесторонней деятельности—особенно в случае движения, при котором объект движения и окружающая среда должны восприниматься как". Но каждый отдельный метод “понимания” индивидуален. И неизвестно, будет ли это{192} является чисто физическим, независимо от того, помогает ли только память (так что внимание смещено тем, что было воспринято в последний раз), работает ли воображение или особая психическая активность должна предполагаться при составлении более крупных элементов. Дело в том, что люди могут воспринимать огромное разнообразие вещей одним взглядом. И, как правило, способность восприятия будет варьироваться в зависимости от мастерства конкретного человека. Самый узкий, самый маленький, самый детализирующий взгляд-это взгляд самого глупого; и самый широкий, самый всеобъемлющий и сравнивающий взгляд-это взгляд самого мудрого. Это особенно заметно, когда время наблюдения короткое. Один воспринимал мало и, как правило, наименее важное; другой в то же время видел все сверху донизу и различал важное и неважное, наблюдал за первым гораздо дольше, чем за последним, и способен дать лучшее описание того, что он видел. И затем, когда перед нами предстают два столь разных описания, мы удивляемся им и говорим, что одно из них не соответствует действительности.[177]

Скорость апперцепции была подвергнута измерению Ауэрбахом, Крисом, Бакстом, фон Тигерштедтом и Бергквистом, Штерном, Вашиде, Вурпассом и др. Результаты показывают от 0,015 до 0,035 секунды для составных изображений. К сожалению, большинство этих экспериментов не принесли большого единодушия в результатах и не сравнили, например, время восприятия очень умных людей с временем восприятия очень медленных и глупых. В разнообразии восприятия заключается сила представления (в нашем понимании этого термина). В основном этому способствуют другие силы, но когда мы рассматриваем, как органы чувств работают в сочетании, мы должны прийти к выводу, что они определяют свои собственные формы. “Если мы хотим сказать, что чувственный опыт учит нас многообразию объектов, мы можем сделать это правильно, если добавим, что многие вещи не могут быть упомянуты без синтеза”. Так пишет Дернер. Но если мы подойдем к этому вопросу с другой стороны, то увидим, как замечательно, что человеческие восприятия вообще можно сравнивать. Герман Шварц говорит: “По мнению физиков, мы познаем внешние события непосредственно с помощью органов, нервы которых пассивно служат для поддержки сознания в восприятии таких событий. Напротив, по мнению большинства физиологов, нервные волокна активны в восприятии внешних событий, они изменяют их, изменяют до тех пор, пока они почти не становятся неузнаваемыми, и передают их сознанию только после того, как первоначальный процесс претерпел еще одну трансформацию{193} в новые формы механической энергии в ганглиозных клетках внешнего мозга. В этом разница между физической теорией восприятия и физиологической”.