Распространено заблуждение, что «Messerschmitt 262 Schwalbe ("Ласточка")» был первым реактивным истребителем в истории. На самом деле ему предшествовал другой двухмоторный турбореактивный истребитель, также немецкого происхождения. Heinkel Flugzeugwerke, «HE 280» был первым в мире реактивным истребителем, несмотря на то, что никогда не поступал в серийное производство.
В конце 1930-х годов Эрнст Хейнкель, авиаконструктор и основатель авиастроительной компании, носившей его же имя, занялся разработкой нового самолета, не похожего ни на что, что когда-либо видел мир. Старательно избегая лишнего внимания к новому проекту, он соединил металлический планер с турбореактивным двигателем HeS 3 Strahltriebwerke (в переводе с немецкого “реактивный двигатель”). Как результат, появился He 178, первый в истории реактивный самолет.
Группу Хейнкеля по проекту истребителя возглавлял Роберт Люссер, немецкий пилот и инженер. Он добавил хвостовой план с двумя вертикальными стабилизаторами в конце каждого горизонтального стабилизатора, и самолет стал больше напоминать маленький бомбардировщик. Он получил название He 280.
Проект запустили в конце 1939 года, всего за несколько дней до вторжения в Польшу. К лету 1940 года завод Хейнкеля выпустил один рабочий прототип с катапультным сиденьем - первый в своем роде. Однако, когда казалось, что всё идет по плану, оказалось, что это не совсем так.
Предполагалось, что He 280 оснастят парой двигателей HeS 8, прямой производной от вышеупомянутого HeS 3. Но, как выяснялось, двигатели HeS 8 не работали как надо. Проблемы с выходной тягой замедлила выполнение проекта и вынудила инженерный персонал программы прикрепить утяжеленные гондолы туда, где обычно устанавливаются двигатели, чтобы самолет мог, по крайней мере, провести серию испытаний. Второй прототип реактивного самолёта был завершен и даже мог летать с использованием собственных двигателей, однако проблемы с HeS 8 сохранялись. Нужно было искать альтернативы и продолжать испытания.
В конце концов, проектом заинтересовали немецкие военные. Был размещен заказ на серийное производство примерно трёхста единиц He 280. Но старые проблемы оставались.
Примерно в то же время группа разработчиков авиастроительной компании Вилли Мессершмитта яростно трудилась над созданием Me 262, который оказался главным (и единственным!) конкурентом He 280. Офицеры, наблюдавшие за программой, отметили, что недостатки He 280 (то есть проблемы с его тягой) отсутствовали в Me 262. Интерес к самолету Хейнкеля стремительно угасал.
Неизвестно, мог ли He 280 изменить правила игры, ведь страны Оси отчаянно нуждались в такой военной машине, которая позволила бы им обеспечить стабильное преимущество над противниками в воздухе. По сравнению с Me 262 He 280 был куда медленнее и хуже вооружён. Маршал авиации Эрнст Удет, бывший летчик Люфтваффе, был не сильно впечатлён детищем Хейнкеля. Как директор отдела исследований и разработок Люфтваффе, его работа заключалась в том, чтобы проанализировать различные предложения и проекты и найти то, что, по его мнению, идеально подходит для нужд Германии на войне.
Если бы He 280 получил улучшенные двигатели, более подходящие для конструкции планера, на основе которого он создавался, и если его вооружение было модернизировано, можно предположить, что Люфтваффе дало бы шанс этому самолёту. Быть может, на войне он показал бы себя лучше знаменитых "мессшермитов".
Стоит отметить, что Союзники более чем на год-два отставали в разработке собственных боеспособных истребителей. Британский "Глостер Метеор" впервые совершил полет в 1943 году, полностью вступив в строй лишь через год, за несколько месяцев до окончания войны в Европе. Американский P-59 Airacomet впервые взлетел в 1942 году, но был признан непригодным для воздушного боя и использовался только в испытательных и учебных целях.
Постоянные технические проблемы проекта стали последними гвоздями в крышку его гроба. Люфтваффе отказались ввести в эксплуатацию He 280, сославшись на его крайнюю неэффективность и постоянные задержки в разработке. В конечном итоге весь проект был закрыт.
В конце марта 1943 года Эрнсту Хейнкелю было передано сообщение о том, что проект He 280 должен быть немедленно "заморожен" и что вместо этого он должен сосредоточить внимание на создании более совершенных стратегических бомбардировщиков. Первый в мире реактивный истребитель оказался официально непригоден, и было построено лишь девять его прототипов. Предсерийные модели демонтировали, и Люфтваффе сосредоточило свое внимание на другом самолёте. Позже Хейнкеля ещё больше унизили, когда в Люфтваффе заявили, что будут продолжать закупку Me 262, самолёт главного соперника Хейнкеля, Вилли Мессершмитта.
(с) Bremen
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!