Сегодня пришла ученица и попросила объяснить ей школьный материал по английскому языку. Мы занимаемся с ней по Оксфордской программе, школьный материал она осваивает сама. Обычно проблем нет, так как мы идём на опережение. Ситуации, когда она что-то не понимает, бывают крайне редко, например, когда Света болеет и пропускает школу. Девочка заметно нервничает и очень расстроена, потому что учительница дала правило, они с её помощью сделали два упражнения на новую грамматику, и на следующем уроке у них контрольная.
Нужно объяснить степени сравнения прилагательных. Простую сравнительную и превосходную мы с ней знаем ( это когда нужно прибавлять суффиксы -er и -est к прилагательным). Но Света ведёт себя так, как будто видит всё это впервые. Смотрю тетрадь. Целая страница текста - правило, которое переписывали с доски половину урока. Все степени сравнения, включая простые и сложные формы с more/most, плюс сравнение as ...as (такой же, как) и not so....as (не такой как). Причём последние записаны следующим образом:
as + прил. в полож. степени + as
not so + прил. в полож. степени +as
В общем, куча информации и ни одного примера в предложении.
Спрашиваю Свету, что такое "прил. в положит. степени". Пожимает плечами. Это ещё хорошо, что девочка, дойдя до меня смогла сказать, что "прил. в положит. степени" - это прилагательное, а степень положительная. У Светы "пятёрка" по английскому, а сама она очень дисциплинированная. Я уверена, что многие ученики и не вспомнят, что это за сокращения, и что они вообще проходили. Никаких
"прилагательных в положительной степени" в русском языке в 5 классе она назвать не может. Как только я записываю то же самое иначе, а именно as + прил +as (as tall as), и даю пример My brother is as big as our dad (Мой брат такой же высокий, как наш отец),Света сразу всё понимает. Мы легко сравниваем одинаковые по характеристикам вещи, и также легко строим отрицательные предложения с not so ....as.
В иностранных учебниках грамматика никогда не даётся вся целиком в одном разделе. Она всегда разбита по урокам. Например, если даётся новое грамматическое время, то утвердительная форма отрабатывается на одном уроке, отрицательная - на другом, а вопросительная выносится в третий. В случае со степенями сравнения весь этот материал правильнее было бы разбить на 3 урока или даже на 5, с хорошей отработкой каждой степени сравнения. В наших российских школьных учебниках наблюдается перегруз грамматическими структурами, которые часто подаются в полном объёме, а на отработку даётся всего 2-3 упражнения.
И ещё меня всегда удивляет, зачем так усложнять правила и грамматические формулы? Зачем тратить дефицитное учебное время на глупое переписывание правил с доски? Почему бы это время не потратить на простое объяснение, отработку и закрепление их в речи?