Стало модным в последнее время нанимать своему ребенку репетитора уже даже в первом классе. А ещё водить на дополнительные занятия, кружки и секции каждый день. "Чем больше ребенок занят, тем лучше для него. В смартфоне зато не зависает", - так думают и рассуждают многие родители. А действительно ли лучше это для ребенка? Ему нужна такая нагрузка? И нужен ли ему репетитор в начальной школе вообще? Порассуждаем вместе с учителем и репетитором, то есть со мной.
Эта статья по просьбам. Меня часто спрашивают в комментариях:
Как правило, репетиторов нанимают родители, которые переживают за своих детей и которые неравнодушны к их учёбе и отметкам.
Действительно есть дети, которым нужна серьёзная педагогическая помощь. Всем остальным репетитор в начальной школе не нужен. Особенно для того, чтобы разжевывать домашнее задание.
Но я постоянно слышу от родителей своих учеников:
- Помогите, не могу объяснить ребенку темы по математике/русскому. Я же не педагог.
- Помогите, ребенок не вылезает из троек и двоек. Домашнее задание сам делать не может. Элементарных вещей не знает. Чему только в этой его школе учат.
- Когда с ним рядом сидишь, он ещё что-то делает. А только уйду, он ничего не делает. Нужен педагог, который будет рядом сидеть и помогать ему.
- Заниматься с ребенком времени нет. Нужен репетитор.
- Спустился на двойки и тройки. Я сижу и чуть не плачу. Нервов на него уже никаких нет.
Как видно из этих реплик, у родителей разные причины нанять репетитора. И как ни странно, все эти проблемы можно решить без помощи репетитора, своими силами.
1. Ребенок способен справится с предметами начальной школы сам или с помощью родителей. Он может "плавать" лишь в некоторых темах, а не во всей программе в целом. Тогда следует обратить внимание именно на эти темы. Помогут видеоуроки и наглядный материал, разные яркие памятки, которых много на каждую тему в интернете.
2. Не нужно быть педагогами по образованию, чтобы заниматься со своим ребенком. Наоборот, вы его знаете лучше, чем посторонний репетитор. Вы знаете признаки его усталости, когда он понимает и слушает, а когда считает ворон и летает в облаках. Часто бывает, что сижу, объясняю ребенку, он головой кивает, говорит, что понял, а на самом деле даже не слушал репетитора.
3. Репетитор на постоянной основе расслабляет и не приучает к самостоятельности. Он сидит рядом, объясняет тему на пальцах, контролирует, не даёт отвлекаться - это всё хорошо, но ребенок перестаёт контролировать сам себя, когда оказывается наедине с учёбой. Ведь он привык, что ему всё разжевывают и его контролируют. Самостоятельности нет.
4. Репетитор - это удовольствие не дешёвое. А где гарантия, что знания будут? Репетиторы, как и учителя, бывают разные. И они - не волшебники, которые сделают из ребенка гения за пару занятий. Многие родители этого не понимают, но готовы выкидывать каждый месяц кругленькую сумму на репетиторов.
5. Вы по каким-то причинам считаете, что школа ребенка не учит, что знаний не даёт, учитель слабый и хотите нанять репетитора. А в школе ли дело? Или в классном руководителе? Может быть, причина плохих отметок, замечаний в дневнике и нежелания учиться кроется в другом?
Надо понять причину неуспеваемости ребенка, тогда и делать вывод - нужен ему репетитор или нет
- Невнимательный. Повышать и развивать внимание разными упражнениями.
- Скучно, неинтересно учиться. В таких ситуациях я с учеником больше работаю как психолог, а не как репетитор.
- Неусидчивый. С этим тоже можно справиться без помощи репетитора.
- Несамостоятельный, сам уроки делать не может. Репетитор в этом случае ещё больше будет развивать несамостоятельность. См. пункт 3.
Есть ещё много причин, по которым у школьника падает успеваемость. Я всегда говорю, что надо в первую очередь работать с причиной и устранять её, а не бросаться работать с уже выраженными последствиями.
Иногда маме нужно всего лишь похвалить своего ребенка. Иногда нужно сдержаться и перестать кричать. А иногда просто отпустить ситуацию и усиленный контроль. Пусть он делает уроки сам. А вдруг получится? Попробуйте. Даже если вдруг он что-то не сделает и получит двойку, то это может стать для него уроком, это его собственная двойка.
Учёба - это зона ответственности самого ребенка, а не родителя или репетитора.
Когда репетитор нужен
1. Возможно, ребенку нужен не репетитор по предмету, а логопед. У него специфические нарушения письменной и устной речи.
Как отличить дисграфию от обычного неумения пользоваться правилами русского языка я писала в статье:
2. Подготовка к олимпиадам и решение сложных заданий не по школьной программе для сильных учеников.
3. Подготовка к ВПР и другим важным итоговым работам. Многие ученики готовятся самостоятельно. Если вы чувствуете, что можете это, тогда репетитор вам не нужен.
4. Родители работают и очень заняты, на учёбу ребенка нет времени. А контролировать учёбу надо, а тем более если есть предпосылки к двойкам и тройкам. Такие родители без репетитора обойтись не могут. У меня были ученики, родителей которых я никогда не видела в глаза, так как они всегда были на работе. Мне всегда было печально от этого. Дети как будто брошены, в одиночестве сидят дома, и переданы в мои руки, чтобы я вместо родителей помогала им с учёбой.
5. Нужен репетитор по иностранному языку, особенно если родители плохо им владеют. Если более-менее помнят язык и произношение хорошее, то именно в начальной школе репетитор не очень-то обязателен.
Желаю успехов вам в учёбе и терпения!
В данной статье я высказала лишь своё собственное мнение, которое может отличаться от вашего. Напишите его в комментариях. У вашего ребенка есть репетитор в начальной школе? Или вы справляетесь своими силами?
Тема неоднозначная, комментарии открыты только подписчикам.