Найти тему
Репортёр

8 лет после Майдана: что в итоге?

Восьмая годовщина начала «Революции достоинства» в Киеве прошла, как будто их и не было — этих восьми лет позади. Акция протеста, ультиматумы националистов с требованием отставки власти (если не президента, то хотя бы людей из его окружения). Острое ощущение «дежавю» — предчувствие попытки нового Майдана 3.0 и свержения очередного «антинародного» президента. Сегодняшний Зеленский под политическими флагами вчерашнего Порошенко уверенно движется по пути позавчерашнего Януковича — ему найдется, что предъявить за невыполненные обещания у всех, от простых людей до олигархов. А куда, в конечном итоге, может завести такое массовое недовольство все помнят — еще живы в памяти оба украинских Майдана, которые также неспешно начинались с «мирного протеста, зонтиков и хорошего настроения». С чем пришла Украина к очередной годовщине Майдана-2, что изменилось за эти годы и что осталось на своих местах — разбирается «Репортёр».

Прологом второго Майдана, 8 лет назад, стала приостановка подписания Соглашения о евроассоциации — то самое, что вменяли в вину беглому президенту Януковичу и его премьер-министру Азарову. Важно отметить, что они подписание этого документа не отменяли, а требовали пересмотра его условий. Условия эти по оценкам экономистов были для Украины не просто не выгодными, а убыточными. В 2021 году, после смены нескольких кабинетов, правительство Азарова «услышали» и 2021 год начался с пересмотра условий того самого Соглашения. Правда в чьих интересах, в конечном итоге, должны были быть внесены эти изменения — это еще большой вопрос.

Пакет «диктаторских законов» от 16 января 2014-го вызвал шквал протестов на международном уровне и девять из двенадцати актов экстренно отменили уже через 12 дней. В мире их оценили как наступление на демократию и грубейшее нарушение прав человека. Сегодня в мире и Украине мало кто знает, что большая часть отмененных законов в последующие несколько постмайданных лет без лишней огласки и шумихи были приняты заново «новой, демократической властью» и продолжают «совершенствоваться» уже при участии действующего президента Зеленского.

За 8 лет номинальный ВВП Украины так и не смог вернуться к показателям 2013 года и отстает от них не меньше, чем на 15%. По данным Всемирного Банка и МВФ в 2013 ВВП Украины составлял $183 млрд, а по итогам 2020 — $155 млрд. По итогу 2020 ВВП на душу населения — $3725 (91-е место в мире), хотя в 2013 этот показатель был на 8% выше ($4030). Около 70% граждан Украины считают себя бедными. По данным ЮНИСЕФ, около 10 млн человек в Украине недоедают, а 1,1 млн голодают. Это примерно 22,4% населения. Для сравнения, в России — около 6,5%.

Как утверждали в 2014, на Майдан 2.0 вышел 1 миллион из 45,4 — 2,2% от населения, хотя эта цифра явно завышена. Сколько сейчас жителей на Украине, не может посчитать никто. По данным Госстата, с 2013 года население сократилось на 4,4 млн (10%) — из того, что было, просто вычли Крым и Донбасс. Но, по альтернативным оценкам, речь идет о 30-37 миллионах. Никто не учел 10 млн «заробитчан», давно живущих и работающих за пределами страны, а 5 млн из них легализовались в других странах на постоянной основе и назад уже не вернутся. Да и количество граждан в 2013 тоже неточная цифра — последняя перепись проводилась ровно 20 лет назад.

Восьмую годовщину Майдана 2.0 Киев встречает без подвижек по урегулированию конфликта в Донбассе и более того — с угрожающей перспективой выхода из мирного процесса всех его участников. Взятый в 2014 курс на управление госкорпорациями через иностранцев в наблюдательных советах продолжается — «коллективный Запад» додавливает тему своего контроля за госслужбами и судами. Киевская власть перешла в наступление по всем фронтам (внесудебные расправы с оппозицией и СМИ, «закон об олигархах», борьба с Кличко за власть над Киевом и т.п.), не имея надежных тылов. Суды (вплоть до Верховного) упорно сопротивляются ручному управлению, депутаты провластной фракции, еще недавно бывшей монобольшинством в парламенте, уходят в межфракционные объединения и для принятия нужных президенту законов уже критически требуются голоса со стороны. Националисты, олигархи и примкнувший к тем и другим Порошенко постепенно переходят в контратаку, быстро сбить которую можно только проверенным козырем — «российской агрессией». Войска вдоль границы и обострение на востоке. Никакого нового Майдана, ребята — «а то Путин нападет...».