В школе я начал любить литературу далеко не сразу. А когда, в частности, оказалось, что на этом уроке мы можем прогонять самые бредовые идеи. И чем бредовее идею закрутишь, тем интереснее реакция и учителя, и одноклассников.
Срочно потребовались идеи, материалы для них, умение закручивать — короче, процесс пошел. Начали читать и выпендриваться. Дело закончилось филфаком и возвращением в школу в качестве учителя.
Поэтому когда нынешние мои начинают передо мной гнать вдохновенную пургу, я ничего не могу с собой поделать. Сижу, улыбаюсь, ахаю, матерюсь (про себя), спорю — но редко пресекаю.
Сегодня в разгар спора о Чацком и Фамусове один мальчик сказал:
— А Чацкий вполне мог бы превратиться в Алеко. «Карету мне, карету» — и из «неволи душных городов» к цыганам.
— Но, погоди, Алеко же «преследует закон». На его совести преступление, скорее всего убийство. А кого убил Чацкий?
И тут как все начнут орать:
— Не убил — но мог бы!
— Боже мой, кого?
— Да примерно всех!
И стали доказывать с пеной у рта, что мог бы и Фамусова, и Софью, и Молчалина, и даже Скалозуба. С детективными мотивировками.
А потом один мальчик выскочил к доске и стал рисовать схему: кто кого и за что убил у Мериме в «Кармен», у Горького в «Чудре», у Пушкина в «Цыганах» и как исходя из этого дело могло бы развернуться у Грибоедова, если б это был детектив.
А другой предложил поставить «Горе от ума» как военную историю: терминатор Скалозуб в вставным глазом-фонариком, Фамусов на БТРе, зенитчица Софья — и Чацкий на нелепом невоенном самокате. Каждому свое соответственное оружие. Представив Хлестову в танковом шлеме и шесть княжон в бронежилетах по бокам, я чуть на помер от смеха.
А когда одна девочка подняла руку и сказала:
— А вот еще есть Башмачкин у Гоголя. Я тут подумала, ведь он похож на Чацкого вот чем… — я рявкнул:
— Всё! Урок окончен! Всем — на завтрак!
И когда их сдуло, а я стал стирать с доски, то увидел, что на ней есть еще слова «Фрейд», «архетип», «пирамида Маслоу», «либеральные ценности», «оболочка и суть», «как меняется время?» и прочее, прочее, прочее, непонятно как и зачем туда пробравшееся…
Если вам интересно читать про школьные уроки словесности, следить за тем, как современные дети читают классические произведения, подписывайтесь на канал.