Найти в Дзене

Психологическая удовлетворенность жизнью как личностный ресурс. Тренинг с применением технологий виртуальной реальности.

Проект 19-18-00058

Психологическая удовлетворенность жизнью как личностный ресурс.

(социально-психологический тренинг с применением технологий Виртуальной Реальности).

Авторы: Т.Н. Березина, В.П. Мельник, Т. Н. Скоробогатова, К.Э. Бузанов

Цель тренинга – Реализация жизненных программ посредством технологий виртуальной и дополненной реальности, увеличение общей удовлетворенности жизнью и повышение запаса жизненных сил

Ориентировочное количество участников – 6-10 человек. Количество участников зависит от наличия единиц оборудования.

Количество занятий – 7 занятий.

Выбор дня тренинга:
День первый

День второй

День третий

День четвёртый

День пятый

День шестой

День седьмой

Длительность 1 -го занятия – от 30 до 45 минут.

Продолжительность тренинга – 1,5- 2 месяца. Рекомендуется 1 занятие в неделю.

  1. Оборудование:
    Автономный шлем виртуальной реальности модели HTC Vive Focus Plus.
  2. Шлем виртуальной реальности модели HTC Vive Pro,
  3. Так же могут подойти шлемы других моделей и производителей поддерживающие необходимые приложения.
  4. Доступ к сети Wi-Fi.
    Знакомство с технологиями виртуальной реальности.

Несколько видео для общего ознакомления с технологией виртуальной реальности:

История виртуальной реальности (1838 — 2020)

Как работает VR? ОБЪЯСНЯЕМ

Места, где вы можете ознакомиться со списками игр и приложений для различных VR систем:
Viveport

Oculus

Steam

День Первый.

Диагностика удовлетворенности жизнью и выявление зон неудовлетворения.

Для проведения этого занятия вам будет нужно предварительно установить на ваши ВР-шлемы: следующие игры. Предварительно ознакомьтесь с описанием игр. Вы можете скачать (подписаться)  на все игры или выбрать 1-2, которые вам будут необходимы для проведения 1 дня тренинга.

1) Игра Job Simulator

Это  игра – имитатор различных профессий. Игрок попадает в будущее, где роботы сменили людей и занимаются различной  работой. Участник может использовать  свои руки для того, чтобы складывать штабелями, перемещать, кидать и разбивать предметы.  Участники смогут воплотиться в шеф-повара изысканного ресторана, обыкновенного клерка или сотрудника магазина.

Неудовлетворение жизнью у многих людей может быть вызвано обидами, связанными с работой. В этой игре  игрок может компенсировать свои страхи, обиды, комплексы. Он может  вести себя как ему вздумается, например, запустить в шефа степлером,  пить горячий кофе и жевать сомнительную еду из мусорного бака! Поглощать виртуальные пончики, жонглировать помидорами, - в этой реальности можно все, и ничего тебе за это не будет!

2. Игра Beat Saber

Это музыкально- боевая игра. Участник погружается  в плавное сочетание музыкальных ритмов и визуальных эффектов в поистине уникальном игровом процессе. Он будет прокладывать  себе путь сквозь пульсирующие музыкальные ритмы, окруженный футуристическим миром. Он может использовать свои мечи, чтобы наносить удары, когда они летят на него,  может бросить вызов своим друзьям или случайным противникам по всему миру, пригласив их в игру .

3. Игра The Lab

Представляет из себя набор игр в игре.

А) Рогатка

Начните свою карьеру в качестве стажера по калибровке, безрассудно уничтожив все в приложении для хранения диафрагмы с помощью калибровочной рогатки Core.

В Длинный лук

Используйте свои навыки стрельбы из лука, чтобы защитить ворота вашего благородного замка от неистовой, но очаровательной и столь же благородной орды нападающих.

Г) Открытки

Посетите экзотические, отдаленные места, не выходя из своей головы.

Д) Медицинское Сканирование человека

Исследуйте замысловатую красоту человеческого тела с помощью высокодетализированной модели, созданной на основе серии компьютерных медицинских сканирований.

Е) Cолнечная система

Зачем смотреть шоу об огромном величии космоса, когда вы можете увидеть это своими глазами? Получайте удовольствие от образовательного пространства.

Ж) Ремонт роботов

Вы можете починить робота? Хорошо, потому что Программа по пропаганде человеческого разнообразия Aperture Science сейчас набирает сотрудников.

4.Игра Adventure Climb VR

Это игра моделирует занятие альпинизмом и скалолазанием.   Игра была создана альпинистами  как тест для изучения различных способов передвижения.  Участнику предлагается маршрут с препятствиями и сюрпризами.

Вводное слово

Удовлетворение жизнью (УЖ) - способность при осознании своей жизни каждый раз испытывать умиротворение и спокойствие, проявлять положительные эмоции при мысленном сопоставлении своих целей, желаний, намерений, надежд с фактическими результатами, нынешнего своего состояния с прошлым, взвешивания перспектив на будущее, сравнения своей жизни с жизнью окружения. Это показатель благополучия, оцениваемый с точки зрения настроения, удовлетворенности отношениями, достигнутых целей, самооценки и способности справляться с повседневной жизнью. Она предполагает благоприятное отношение к своей жизни, а не оценку текущих чувств. Измерялась в зависимости от экономического положения, уровня образования, опыта, места жительства и многих других показателей.

Удовлетворенность жизнью - ключевая часть субъективного благополучия. Существует множество факторов - как внутренних, так и внешних - которые способствуют субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью.

Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью:

Личность человека часто рассматривают как черты, которые предсказывают его поведение. По мнению исследователей, строительными блоками личности являются – открытость опыту, сознательность, экстраверсия, уступчивость, невротизм. Невротизм был самым сильным предиктором удовлетворенности жизнью. Еще один фактор, который часто учитывается при ранжировании своей удовлетворенности жизнью,-это наследственность - гены человека и то, как они влияют на его черты.

Самооценка или самоуважение. Предыдущее моделирование показало, что позитивные взгляды и удовлетворенность жизнью полностью опосредованы концепцией самооценки. Когда человек знает себя и свою ценность, он начинает мыслить позитивно.

Взгляд человека на жизнь и настроение сильно влияют на восприятие их собственной удовлетворенности жизнью. Надежда и оптимизм, эти две эмоции состоят из когнитивных процессов, которые ориентированы на достижение и восприятие целей.

Возраст и удовлетворенность жизнью имеют «U-образную форму», при этом удовлетворенность жизнью снижается к среднему возрасту, а затем повышается по мере взросления людей, но эта теория находится в стадии изучения.

Жизненные события и опыт влияют на самооценки удовлетворенности жизни. Ученые считают, что счастье должно быть конечной целью человека, а преследование подлинных самомотивированных целей, а не просто мгновенное удовольствие или самоотверженность в служении долгожданному удовольствию, приводит к оптимальному сочетанию краткосрочного и долгосрочного счастья. Различия в опыте могут сильно повлиять на то, как человек наблюдает за окружающим миром и взаимодействует с ним.

Сезонные эффекты-это явления в живой природе, которые оказывают непосредственное воздействие на психику человека и, соответственно, на его эмоциональное восприятие себя и окружающей действительности. Это могут быть времена года – осенне-зимняя депрессия, невроз выходного дня, предновогодняя депрессия и др.

Ценности. Предполагается, что общее удовлетворение жизнью приходит изнутри человека на основе личных ценностей человека и того, что он или она считает важным, например материальные или духовные, ценности творческие и т.д. Также будет справедливо сказать, что представление о том, как человек ценит себя, играет определенную роль в том, как кто-то думает о своей жизни. Люди, которые гордятся собой, оставаясь ментально и физически здоровыми, имеют более высокий уровень удовлетворенности жизнью исключительно благодаря содержанию своего дня. Эти ценности вместе определяют, как кто-то видит себя в свете других.

Культура. Культура направляет внимание к различным источникам информации для вынесения суждений об удовлетворенности жизнью, тем самым влияя на оценку субъективного благополучия.

Семья. Удовлетворенность семейной жизнью является актуальной темой, поскольку семья каждого человека тем или иным образом влияет на него и большинство стремится к высокому уровню удовлетворения как в жизни, так и в своей собственной семье. С другой стороны, на удовлетворенность жизнью также влияет отцовство и семейные пары, вводящие детей в свои отношения.

Брак. Брак коррелирует с удовлетворением жизнью, но причинно-следственная связь все еще обсуждается.

Карьера. Удовлетворительная карьера - важный компонент удовлетворенности жизнью.

Социальные критерии. Даниэль Канеман сказал, что «удовлетворенность жизнью в значительной степени связана с социальными критериями - достижением целей, оправданием ожиданий».

  1. Знакомство.  Представление участников тренинга друг другу. Нужно назвать имя, которым хочется, чтоб тебя называли на протяжении всего тренинга, возраст, которому хочешь соответствовать и почему решил прийти на этот тренинг.
  2. Диагностика удовлетворенности жизнью.

Обсудите результат в группе.

  1. Выявление зон неудовлетворения.

Ответьте на следующие вопросы. Рекомендуются ответы вслух, в виде группового обсуждения, допускаются примерные ответы.

  1. Как бы вы назвали последующий период вашей жизни? Чего бы вы планируете сделать в вашей жизни в последующий период?
  2. Если бы вы могли, изменить свою жизнь в одном-двух каких-то этапах, то что бы вы изменили?
  3. Если бы у вас было много-много денег, чтобы вы сделали?
  4. Если бы какой-нибудь волшебник предложил вам, чтобы у вас остался только 1 месяц жизни, но зато в этот месяц исполнятся все ваши желания. Вы бы согласились? А если 1 год? Чтобы вы пожелали.

Ответы испытуемых нужно отнести к одной из зон неудовлетворенности.

- Путешествие

- Рисковое поведение

- Дом.

- Творчество

- Здоровье.

- Карьера.

- Общение   Психолог ответы испытуемых распределяет по областям неопределенности, и потом определяет, какие зоны неудовлетворенности наиболее актуальны для каждого.

  1. Знакомство с некоторыми играми ВР.

При подготовке к занятию вы загрузили на ваши шлемы рекомендуемые выше игры: Job SimulatorBeat Saber. The Lab, Adventure Climb VR. Расскажите  участникам тренинга, какие игры у вас есть, пусть каждый из них выберет одну игру для просмотра. Настройте  шлемы, помогите их надеть участникам тренинга и дайте возможность пройти небольшую игру в пределах 5-10 минут.

При желании участник может пройти 2 игры.

  1. Групповое обсуждение на тему «Может ли Виртуальная реальности увеличить удовлетворённость жизнью у человека»?

(если группа начинает склоняться к ответу «не может», то предлагается другой вопрос для обсуждения: «Что можно сделать, чтобы с помощью ВР увеличить удовлетворенность жизнью у человека».  Или «Какие сферы жизни можно перекодировать с помощью ВР?»

Домашнее задание. Участникам тренинга предлагается немного пофантазировать  дома и представить ВР-реальность, в которой они бы хотели очутиться, чтобы потом можно было сказать, что жизнь удалась!

Дополнительный материал:

Переход ко второму дню

Московский государственный психолого-педагогический университет

Российский научный фонд