Найти в Дзене
Антропософия

Эзотерический урок, Гамбург, 3 марта 1906 года. Социальный порядок как следствие мыслей и чувств человеческих

Картина минеральными красками для живописи, Герард Вагнер
Картина минеральными красками для живописи, Герард Вагнер

Кто хочет стать эзотериком, тот должен так упражнять свою мыслительную жизнь, чтобы каждая мысль была достаточно продумана. Короткое, слишком короткое мышление является отличительной чертой материалистов. Эзотерик не должен впадать в такое удобное мышление.

Возьмите мысли социал-демократов: Нужно изменить трудовые отношения, и тогда социальные трудовые и жизненные условия улучшаться. Это верование материалистов. Это верование является в высшей степени парализующим для любого рассмотрения истинной социальной жизни. И как может антропософ освободить себя из такого материалистического верования, чтобы существование, даже мораль были улучшен, если только внешние отношения были бы улучшены?

Начать стоит с размышлений о том, что, однако, каждое изменение происходит через посредство человека, и что поэтому каждое состояние, которое вводится для социального порядка, достигается из человеческого мышления и человеческих чувств. Если крепко держаться этой мысли, то можно освободиться от материалистического воззрения, о возможности всего достигнуть через внешние обстоятельства.

Следующим шагом является, чтобы начинающий эзотерик собрал доказательства, что при введении лучших внешних условий не наступает никакого мирового улучшения. Не нужно далеко ходить, чтобы заметить, как благодетельные улучшатели мира всюду в мире кричат, что нужно улучшить только внешние обстоятельства.

Не легко, следуя мыслям таких миро-улучшателей, не дать себя парализовать. Многие люди думают таким образом, и из своих мышления и чувств они становятся миро-улучшателями.

Следующая мысль: все ли равно, добрый человек или злой человек думает и чувствует о улучшении мира?

Антропософия говорит , что социальные порядок создается людьми, и что он является следствием человеческих мыслей и человеческих чувств. Итак, человеческие мысли и чувства возделывать, а не социальный порядок изменять. Что делает истинный социал-демократ, когда он хочет нечто изменить?

Он хочет изменять законы, чтобы некомпетентным людям не были доверены те или иные люди. Социал-демократ не хочет людей обучать, их мышление очищать, возделывать, облагораживать их чувства, чтобы создать сведущих людей, самоопределяющихся в своих делах.

Эзотерик спрашивает: откуда приходит такое состояние, которое является достойным изменения? И, когда состояние зависит не от природы, то он понимает, что состояние появилось благодаря мыслям и волевым импульсам людей, которые до этого жили. Обстоятельства таковы, как они сейчас есть, так как люди с их несовершенными мыслями и ощущениями их такими сделали.

Когда социал-демократ, как радикальный социальный теоретик хочет создать новые отношения, то будут такие отношения, в точности такими же непригодными, как и прежние, так как он собственно исходя из тех же самых непригодных мыслей и ощущений творит, как и те, кто перед ним привели к такому состоянию.

Антропософская живопись
Антропософская живопись

Чего же хочет духовная наука? Она желает могучего развития наших внутренних душевных сил, чтобы исходя из иных мыслей и других ощущений можно было образовывать социальную жизнь. Это означает не иначе как то, что духовная наука не имеет патентованного рецепта, как то, или иное на том или ином посту должно быть сделано. Она никому не предписывает его решение, но она имеет абсолютное доверие, что каждый сам может прийти к правильному решению, если он пронизал себя основными истинами.

Человек живет под принципом эгоизма, если он живет по принципу: я должен персонально расплачиваться, и то, что я работаю, должно оплачиваться.

Эзотерик должен прийти к мысли, что ведь работа является действительно жизнеобеспечивающей. Работа, как таковая, не имеет никакого значения, когда она не "мудро" будет руководима! Только через со стороны людей вложенной мудрости привносится и создается то, что служит человеку. Кто этого не понимает, и также только в мелочах против этого грешит, грешит против социального мышления нашего времени.

Тот, кто, как социал-демократы, размышляет над тем, как создать работу, чтобы поборот безработицу, тот мыслит в высшей степени антисоциально.

Приходят гораздо больше к тому, что работа только, исключительно, будет для людей употребляться, чтобы создавать ценное имущество.

И тут мы приходим в древней мысли любой эзотерики:

В социальной совместной жизни потребность в работе никогда не должна лежать в собственной персональности людей, но только и единственно в отдаче для всех.

Из этого следует, что истинный социальный шаг вперед возможен только, если я сделанное делаю для общности. Другими словами, то, что я делаю, не должно служить мне самому. От понимания мысли, что доход от работы нужно хотеть иметь не в форме личного заработка, только и зависит социальный прогресс. Пока демократы побуждают рабочих думать, что человек должен претендовать на достойный доход от своей работы, до тех пор человечество будет приходить во все более жалкое состояние.

Духовная наука должна развивать противоположное из мышления и чувствования: человек не должен хотеть иметь для себя результат от того, то он выработал. Человек должен работать для социального общества. Человек должен, наоборот, для своего существования единственно и только довольствоваться тем, что ему дарит социальное общество.

Противоположность такому социальному мышлению должна так же точно быть прослежена. Вы знаете, что швея за очень малую заработную плату работает, и что социал-демократия рабочим говорит: вас эскплуатируют!

И вот, эта швея идет и покупает себе дешевое платье, чтобы в воскресение пойти на танцы. Она приобретает дешевую одежду. Но почему эта одежда дешевая? - Так как рабочая сила другого была проэсплуатирована.

Итак, кто, в конце концов, эксплуатирует рабочую силу? Совершенно ясно, что эта швея, которая на танцах в воскресенье одела дешевую одежду. Кто может ясно мыслить, тот свободен от разницы богатого и бедного, ибо здесь не имеют дела с бедностью и богатством. Поэтому должны быть основания, чтобы в будущем люди во истину прилежно и беззаветно трудились, не думая о вознаграждении.

Бедность и богатство, Уильям Пауэлл Фрит
Бедность и богатство, Уильям Пауэлл Фрит

Представьте себе, что некто изобрел целительное средство, и его тотчас патентует. Что он этим показывает? Он демонстрирует, что он в первую очередь думает о собственных потребностях, а совсем не о любви, которая привела его к созданию этого целительного средства, что он не полностью исполнен любовью к всему человечеству.

Если бы для него здоровье человечества было важнее, он был бы рад, что также и кто-то другой это средство произведет для службы человечеству. И он горел бы желанием, чтобы стало известным, что содержит это средство и как его производят. И еще нечто иное должно было бы наступить: чтобы он был убежден, что это его исцеляющее средство, его образом мыслей произведенное, является лучшим.

И теперь мы приобретаем очень важную мысль, которая играет очень важную роль в эзотерике.

Должны быть созданы средства, благодаря которым душа облагородится. Кто мышление хочет использовать, чтобы развить благословенное движение вперед, тот должен в первую очередь его направить на то, чтобы человеческие души облагораживать.

Розенкрейцерское изречение:

От Могущества, которое все существа связывает
Человек себе, который себя преодолеет.

#антропософия #эзотерика #духовная наука #социал-демократия #рудольф штайнер #розенкрейцеры