Найти в Дзене
Занудный балет

Чем еще, кроме "Щелкунчика" и "Лебединого озера", запомнился балетмейстер Лев Иванов

Имя балетмейстера императорских театров Льва Иванова большинству поклонников балета знакомо прежде всего по двум его работам: балету "Щелкунчик", который ему пришлось ставить после того, как заболел Мариус Петипа, и "Лебединому озеру" в постановке 1895 года, где Иванову принадлежали 2-я картина первого акта (т.е. "белый акт"), пара танцев во втором, и третий акт.

Но, разумеется, не только этим запомнился человек, пребывавший в должности второго балетмейстера Мариинского императорского театра в течение 16 лет (1885-1901). Балетов у него набралось c десяток как минимум, с некоторыми из них познакомимся в общих чертах.

1. "Очарованный лес", 1887, муз. Р. Дриго

Где-то в лесах Венгрии крестьянку Илку с друзьями настигает гроза. Потерявшись, Илка набредает на какой-то дуб и теряет сознание. Очнувшись, видит перед собой любующихся ею Гениев и дриад. Появляется самый главный - Гений леса. Он просит Илку остаться с ним и стать Королевой леса, однако узнав, что у нее есть жених, начинает угрожать ей, и она опять теряет сознание. Тут появляются ее друзья с женихом Йоси, а фантастический лесной народ разбегается. Илка рассказывает друзьям, что с ней преключилось, и тут начинаются танцы.

Мария Андерсон - Илка
Мария Андерсон - Илка

Этот одноактный балет - первый опыт самостоятельной постановки Иванова (до этого были, как сейчас модно говорить, коллаборации). Предназначен он был для императорской балетной школы, однако затем вошел в репертуар Мариинского театра. Критика была смешанной, но общий тон был таков: для первого раза неплохо (музыку Дриго хвалили гораздо охотнее).

Небольшой школьный спектакль, "Очарованный лес" в итоге продержался 20 лет в репертуаре (последний показ - 16 июня 1907 года) и выдержал 61 представление. Хотя здесь надо сделать оговорку, что с 1889 года он претерпел изменения со стороны Мариуса Петипа и дальше в его редакции и шел.

Кое-какие его фрагменты дошли до наших дней. Например, под музыку вариации Илки из Гран па сейчас танцует Гюльнара в "Корсаре" Ратманского/Бурлаки. А музыка вариации Гения леса используется более века в мужской вариации па-де-де из балета "Тщетная предосторожность", которое исполняют на разных гала-концертах и конкурсах.

Вячеслав Лопатин

2. "Гарлемский тюльпан", 1887, муз.- Б. Фитингоф-Шель

В центре событий 2 влюбленные пары: Эмма и Питерс, а также Марианна и Андерс. Но Питерс должен жениться на Марианне по воле родителей. Эмме покровительствует цыганка-колдунья, которая с помощью талисмана-тюльпана обеспечит ей любовь Питерса. Цыганка приводит юношу ночью на поле тюльпанов, которые превращаются в девушек, а Эмма - их королева. Там и происходит основной дивертисмент, множество всяких разных танцеев. В финале обе пары воссоединяются и играют двойную свадьбу, но не благодаря колдовству, а из-за того, что Эмма и Питерс грозят родителям выпрыгнуть в окно...

"Тюльпан", на первый взгляд, был ничем не примечательным спектаклем со слабым сюжетом. Но именно с него, по сути, началось движение в сторону балета-феерии - жанра, принципы которого Петипа будет обтесывать в течение двух лет на балетах "Весталка" и "Талисман", и двойной кульминацией которого станут "Спящая красавица" и "Раймонда".

До конца не понятно, кто поставил балет - Иванов или Петипа, но большинство свидетельств указывает на то, что это была совместная работа. Об Иванове в писали, что с первой основательной работой (в "Тюльпане" был 3 акта, Иванов до этого ставил лишь короткие балеты) он справился, хотя и отмечали недостатки. Например, невнятно был поставлен 2-й акт, действие которого в духе романтизма происходило ночью, тюльпаны превращались в девушек, а с рассветом становились обратно цветами. Указывалось, что если балетмейстер и брал за основу "Жизель", то оказался далек от прототипа.

Основным гвоздем спектакля стали танцы итальянской виртуозки Эммы Бессоне, которая поражала публику двойными турами и 14-ю фуэте (больше на российской сцене никто не делал). А в адажио па-де-де ей, в то время когда она стояла некоторое время на пуанте, подавал руку Павел Гердт (предтеча "Розового адажио" из "Спящей красавицы").

Эмма Бессоне
Эмма Бессоне

"Гарлемский тюльпан" выдержал 40 показов, в последний раз его давали 30 апреля 1917 года.

3. "Шалость Амура", 1890, муз. - А. Фридман

Возвращаясь с охоты, Эндимион, пораженный стрелой Амура, влюбляется в любимую нимфу Дианы. Богиня гневается и хочет наказать Амура, но за него вступается Венера. В итоге Эндимион и Диана опять вместе, Амур прощен, в конце все веселятся и танцуют.

Этот одноактный балет Иванов поставил для летнего театра в Красном Селе. Основной публикой там были военные, поэтому спектакли носили развлекательный характер, были короткими и сюжет имели не особо притязательный. Тем не менее, они вполне потом могли попасть на сцену императорских театров, и в случае с "Шалостью" так и произошло. Но если для Красного Села он подходил как нельзя лучше, то для серьезной сцены (то бишь Мариинского театра) вряд ли. Кроме того, сложно было закрепиться в репертуаре на фоне вышедшей в том же году "Спящей красавицы" и конкурировать с ней. Спектакль выдержал лишь 6 показов в течение пяти месяцев и выпал из репертуара.

Из "Шалости", возможно, кое-что до нас дошло. Речь идет о женской вариации из крестьянского па-де-де балета "Жизель", которую танцуют в Мариинском театре (в Большом театре идет вариация на изначальную музыку Бургмюллера), которая, возможно, попала туда как раз из балета Иванова-Фридмана. Но это не точно.

Рената Шакирова

4. "Волшебная флейта", 1893. Муз. Р. Дриго.

Крестьянин Лука и дочь состоятельного фермера Лиза любили друг друга, но последнюю родители прочили за богатого престарелого маркиза. На помощь приходил добрый дух Оберон. Под видом путника он являлся сначала к фермеру, но жена последнего прогоняла его. А вот Лука принимал его радушно, за что в награду получал волшебную флейту. Он играл на ней, и на ее звук Лиза приходила к нему, а ее родители и маркиз не могли ее остановить, т.к. принимались танцевать. Рязъяренный маркиз вызывал коменданта, солдатов и судей, однако и тех Лука затанцовывал своей флейтой. В общем, в итоге Лиза оставалась с Лукой, а маркиз со своей подагрой.

Изначально балет ставился для школьного спектакля, а главные партии в нем исполняли талантливые ученики - Михаил Фокин (Лука), Станислава Белинская (уже успевшая прославиться партией Клары в "Щелкунчике"; Лиза), Сергей Легат (Маркиз), Агриппина Ваганова (жена фермера). В целом он получил положительную критику и, как и "Очарованный лес", был перенесен на сцену Мариинки, где был показан 34 раза в период с 1893 по 1904 год (последний раз шел на сцене Суворинского театра в 1916 г.), что, несомненно, является успехом, учитывая, что это был изначально всего лишь школьный спектакль.

Примечателен он и тем, что как раз в то время Владимир Степанов разрабатывал свою систему записи танца, и "Флейта" стала спектаклем, на котором эта система проходила апробацию, и, соответственно, первым, который был с ее помощью записан. "Флейта" является частью коллекции Сергеева, которая хранится в Гарварде.

А ниже - "Волшебная флейта" в постановке Питера Мартинса 1983 года. Музыка - Дриго; хореография Мартинса.

5. "Золушка" (совместно с Э. Чеккетти), муз. - Б. Фитингоф-Шель

В данном спектакле Иванову принадлежал 2-й акт, тогда как Энрико Чеккетти - 1-й и 3-й (при этом Петипа осуществил общую редактуру).

"Золушка", по сути, стала второй попыткой сыграть на успехе "Спящей красавицы" (после "Щелкунчика"). Опять роскошная, пышная постановка, опять французский сюжет, опять куча фей (помимо Феи-крестной, в спектакле были Феи Солнца, Снежных хлопьев, и входящие в свиту последней феи Сапфир, Рубин, Роза и Радуга)... Опять виртуозная прима-итальянка - на сей раз Пьерина Леньяни, которая как раз в "Золушке" и дебютировала на сцене императорских театров. Она буквально сразила наповал балетную публику, прежде всего техникой, так, что про Вирджинию Цукки и прочий недавний итальянский десант уже и не вспоминали.

Как гласит преданье, российский балетный зритель впервые именно в "Золушке" увидел 32 фуэте. Правда достоверность сего приданья прихрамывает. Если один из самых заметных балетоманов тех лет К. Скальковский насчитал там 32, то А. Плещеев уже писал о 31-м. Дальше - меньше: критик Н. Безобразов увидел 28 туров, и, наконец, сама Леньяни спустя какое-то время призналась, что ей тогда "едва удалось сделать 24".
Мария Андерсон - Фея-Крестная
Мария Андерсон - Фея-Крестная

Нельзя сказать, что спектакль был малоуспешным, хотя критики и высказывали недовольство, прежде всего очередным сказочным сюжетом (досталось либреттистке Пашковой, которую обвинили в отсутствии вкуса и воображения). "Золушка" выпала из репертуара в 1898 году после 24-х представлений, а затем еще трижды ее второй (т.е. Ивановский; это был бал во дворце, а выделялись там русский и польский танцы) акт давали на разных мероприятиях. В последний раз - 23 января 1900 года в прощальный бенефис Леньяни.

Из "Золушки" тоже кое-что осталось. Например вариация Медоры из па-де-де 2 акта "Корсара" исполняется под музыку как раз Фитингофа-Шеля.

Светлана Лунькина

6. "Дочь Микадо", 1897, муз. - В. Врангель

О-ген-ми влюблена в Иоритомо, но он собирается жениться на Готару-Гиме (это и есть дочь Микадо). О-ген-ми вызывает дракона, который уносит Готару-Гиме на свой уединенный остров. Если убить дракона, и кровь его окропит близлежащие скалы, то будут воскрешены все женщины, которых он похитил, и мужчины, погибшие в попытке их освободить. Иоритомо добирается до этого острова, убивает дракона, и спасается с Готару-Гиме и всеми ожившими людьми на плоту. Дальше идут веселье и пляски, встреча дочери с отцом.

-4

"Дочь" неоднозначно была принята критикой. Больше всего досталось либреттисту Лангаммеру за слабый сюжет; Врангелю воздали должное за то, что он сочинил дансантную и ритмичную музыку, однако хромали мелодичность и оркестровка. Классические танцы Иванова были признаны удачными, характерные - более слабыми. Возможно, балет мог бы занять более-менее твердое место в репертуаре, если бы не роскошная постановка "Раймонды", случившаяся через пару месяцев после премьеры "Дочери". На фоне шедевра Петипа-Глазунова опус Иванова-Врангеля совершенно потерялся, а в прессе появлялись едкие заметки, типа:

"Дочь Микадо" пришла гостем, и пока ожидалась свадьба, исчезла. На ее месте появилась "Раймонда" и всех, от галерки до партера, очаровала".

Балет полностью был показан считанные разы, после чего еще 8 раз давали его первый акт. 14 декабря 1902 года его показали последний раз по случаю 100-летнего юбилея Пажеского корпуса Его Императорского Величества. Несколько музыкальных номеров из него были записаны на фонограф по прихоти Матильды Кшесинской (исполняла партию Готару-Гиме; она хотела, чтобы с помощью фонографа воспроизводили все номера, где она танцевала, но качество записи было настолько убогим, что от эксцентричной затеи пришлось отказаться), и сейчас хранятся где-то в архивах Columbia Records.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.