Ещё Тютчев сказал, что "умом Россию не понять ... в Россию можно только верить". Русский религиозный философ Николай Бердяев применил к России собственную мерку, и вот к каким выводам он пришёл.
Замысел Творца
"Для постижения России, - писал Бердяев, - нужно применять теологические добродетели веры, надежды и любви". Эмпирически в русской истории отталкивает слишком многое. "Русский народ, - продолжает философ, - есть в высшей степени поляризованный народ", совмещающий в себе противоположности. Он сильнее других способен внушать к себе сильную любовь и одновременно сильную ненависть. "Им можно очаровываться и разочаровываться, от него всегда можно ждать неожиданностей ... Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада".
По его поляризованности и противоречивости духа Бердяев сравнивает русский народ с еврейским, ибо именно у этих народов ярко выражено мессианское сознание. Противоречивость и сложность русского национального характера он усматривает в столкновении и взаимодействии двух потоков мировой истории - Востока и Запада - протекающих через Россию. Отсюда русский народ не является чисто европейским, но и чисто азиатским его не назовёшь. "Россия есть целая часть света - Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное".
Влияние русской равнины
Как и в русской равнине, в душе русского народа присутствует "такая же необъятность, безгранность, устремлённость в бесконечность". Из-за своей плоско-равнинной географии русский народ обладает огромной силой стихии и одновременно пренебрегает формой. Отсюда рождается формула:
"Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности".
В России, пишет Бердяев, отсутствовали резкие социальные грани, не было яркого классового деления. В противовес Западу Россия никогда не была ни ярко аристократической, ни ярко буржуазной страной. В основе русской души лежали "две формации": языческая, дионисическая, природная стихия, с одной стороны, и аскетически-монашеское православие".
Единство противоположностей
Можно, пишет Бердяев, перечислить противоположности русского народа, и все они будут отражать свойства его души. Это и:
"деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обострённое сознание личности и безграничный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт".
P.S.
Одно уже то, что мы перечислили, даёт понять, что Россия, по Бердяеву, - религиозно-духовная самоценность, с собственной гордостью, с собственными комплексами и собственной судьбой. России не удалось принять ценности европейского гуманизма, а собственных ценностей, кроме этатизма, она пока не выработала. Бердяев призывал свою родину двигаться к эпохе Святого Духа. Однако не следует понимать этот призыв буквально. Под этой метафорой он понимал национальное достоинство и уравновешенность поступков. (По крайней мере, так хотелось бы думать.)
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы