Никто ничего не поймёт и никто никуда не прозреет. И важно начать понимать, почему именно этого не произойдёт.
21 ноября на Украине отмечали очередную, восьмую годовщину начала Майдана. С памятным днём украинцев поздравил и сам президент Владимир Зеленский, который назвал его праздником Свободы и Достоинства.
«Нет. Это не звучит слишком громко. Когда власть не слышит украинский народ — тогда бывает слишком громко», — заявил он.
Даже не открывая новостную ленту или Ютьюб, уже заранее можно предположить, какими потоками сарказма отольются слова г-на Зеленского.
Причём по обе стороны границы.
Конечно, это будет и здраво, и справедливо: поздравление такого рода и в самом деле чем-то похоже на издевательство. Но как-то уже скучно видеть и слышать весь этот, безусловно, праведный сарказм раз за разом. И скучно – это ещё в лучшем случае.
Проблема в том, что следующие за сарказмом постоянные заклинания о чьём-то «прозрении» и риторические вопросы из серии «когда ж они, наконец, поймут?» вызывают уже совершенно иную гамму эмоций, связанную не со скукой. А с раздражением.
Пора бы уже начинать понимать, что никто ничего не поймёт и никто никуда не прозреет. И, что куда более важно, начать понимать, почему именно этого не произойдёт.
Тут отбросить бы, наконец, так называемую «позицию прагматизма», из которой исходит наше внешнеполитическое сообщество при определении позиции и стиля действий в отношении такого явления, как Майдан.
Ведь майданная власть сейчас отнюдь не только на Украине.
Глядя системно и на другие майданные страны постсоветского пространства, можно было бы уже догадаться, что происходящее не имеет никакого отношения ни к «прагматике», ни к «прозрениям» любого типа.
Ещё по теме: Судьба Саакашвили - Навальный, у которого получилось
Вот два примера.
Грузия. Государственное образование, в котором Майдан окончательно победил на десятилетие раньше, чем на Украине. За время, прошедшее после победы тамошней «революции роз», там был построен самый натуральный социальный ад.
Абсолютно незамутнённая либертарианская политика Саакашвили (а если точнее, то бывшего российского олигарха Кахи Бендукидзе) буквально смела остатки промышленности, отдав страну в руки финансовых спекулянтов и международных корпораций.
При этом в Грузии теперь фактически отсутствует социальная защита (приемлемо лечиться и учиться можно только в частных заведениях) и защита труда. А правительство официально заявляет, что главной своей задачей считает организацию отъезда граждан за границу.
Это продолжается шестнадцать лет. И что, кто-нибудь прозрел?
Ну, естественно, нет.
Более того, Грузию сейчас активно поглощает Турция, а правительственные чиновники и «деятели гражданского общества» говорят, что, де, лучше пусть они будут с Турцией, чем опять с Россией. При том, что турки резали их не меньше, чем армян.
Ещё по теме: Отступающая Армения: придёт ли критический момент для страны
Кстати, об Армении.
Тамошняя майданная власть куда моложе, но тоже уже успела многое. Например, проиграть войну, потерпев деморализующее поражение, а по сути, сдав огромный кусок территории армянского народа. Лишив его исторических земель, чувства собственного достоинства, а в перспективе, возможно, и государственности.
У наблюдающих за современной Арменией чуть более пристально складывается полнейшее ощущение, что Пашинян бодрыми шагами ведёт её к статусу вилайета Турции. Это при том, что память о Геноциде является сердцевиной современной армянской самоидентификации. Об экономическом положении внутри Армении помолчим.
И что, может быть, там кто-нибудь прозрел? Никто.
Точно так же, как на Украине.
Как же так получается? А просто у Майдана, как рукотворного явления, иные цели. И у условного майданного сообщества тоже цели иные – не имеющие никакого отношения к благополучию страны или, тем более, её народа.
Если разобраться, то даже сам факт существования этих стран и этих народов не является для них ценностью. И если для реализации истинных задач Майданного строительства нужно, чтобы Грузия обезлюдела, а Армения стала частью Турции – грузинские и армянские майдановцы будут реализовывать такую задачу, ничуть не оглядываясь на всякие наивные аргументы вроде Геноцида.
Что именно это за цели, лишний раз проговаривать не надо? Ну, и хорошо.
Что же до «прозрения»: а кто именно будет «прозревать»? Ну, серьёзно, кто является субъектом «прозрения»?
Элита? Она не просто имеет иные цели – она специально выращена ради этих целей. И речь не об олигархических жуликах. Те, кто непосредственно управляет майданными странами, долгие годы выращивались структурами Сороса и им подобными матричными организациями.
Этот процесс был поставлен на промышленный конвейер, и сейчас мы имеем результаты. Они не просто осуществляют власть – они контролируют общество.
А что до народа – с ним работают. Причём, грамотно и системно. Так что о его «прозрении» точно так же думать не приходится.
Ну, и какое отношение вырисовывающаяся картина имеет к «прагматизму», на который «лояльные патриоты» и «компетентные граждане», отвечающие за внешнюю политику, столько лет молятся?
Здесь место для извечных русских вопросов: кто виноват и что делать.
По первому пункту промолчим. Что же до второго, то здесь надо, для начала, признать, что произошедшего не исправить: изменения необратимы. На Украине уж точно, да и в Грузии тоже.
По Армении всё пока не так грустно, но ключевое слово здесь «пока».
Признав это, стоит начать работать уже над построением чего-то нового. И начать работать с людьми, так, как это много лет делали «партнёры». Только так можно хотя бы в отдалённом будущем рассчитывать на слом того, что устроил Майдан, и замену этого чем-то другим, не несущим России настолько суровой угрозы.
Кто будет этим заниматься?
Поделитесь этой новостью с друзьями, чтобы обсудить тему вместе в комментариях.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.