Найти в Дзене
Четыре Семерки

Rush.Exit...Stage Left. Блицкриг в стиле prog

Могу сказать сразу - считаю этот фильм-концерт одним из лучших в роке вообще. Всякий раз когда я его включаю - смотрю до самого конца, с любого места. Rush выпустили немало классных концертных видео, но именно Exit...Stage Left остается любимым у них, несмотря на архаичную( по современным меркам) постановку шоу и не самое лучшее качество картинки. Любопытно, что тут мое частное мнение вполне совпало с оценкой такого авторитетного издания как Classic Rock, редакция которого в 2004 году поставила эту работу на девятое место среди лучших концертных рок-записей.

Сделаю, однако, уточнение, что сегодня речь больше о видео-версии этого альбома. Именно концертное видео произвело на меня настолько сильное впечатление.

Альбом Exit...Stage Left в аудио-версии был изначально выпущен в октябре 1981 года, а позже ( в 1982 году) вышел фильм под тем же названием. В 2007 году альбом вышел на DVD.

Лицевая обложка диска.
Лицевая обложка диска.

Плей-листы аудио-версии и фильма отличаются. В фильме вы не найдете таких вещей как The Spirit of Radio, Jacob's Ladder, Broon's Bane и La Villa Strangiato. Зато есть попурри из ранних вещей, которое завершает концерт. В видео-версию не вошли композиции, записанные в Великобритании( они есть на пластинке), а только записи с концерта в Монреале. Историческая сьемка сделана 27 марта 1981 года в Монреальском форуме. На обложке пластинки - фотомодель Пола Тернбулл, та самая, которую мы видим на лицевой стороне Permanent Waves.

Полный трек-лист фильма выглядит так:

1. Limelight
2. Tom Sawyer
3. The Trees
4. Xanadu
5. Red Barchetta
6. Freewill
7. Closer to the Heart
8. YYZ
9. By-Tor and the Snow Dog/In the End/In the Mood/2112 Finale
10. YYZ (Credits)

Фильм, на мой взгляд, представляет группу на пике мощи и творческого расцвета. Я понимаю, что это только мое мнение, которое можно оспорить - кому -то нравится синтезаторный период Rush, кому-то - поздние альбомы 90-ых и нулевых. Но для меня Rush - это в первую очередь их первые восемь альбомов, к которым я иногда, под настроение, могу еще прибавить Signals.

Rush никогда не импровизировали на сцене слишком долго, и не отходили далеко от студийных версий своих вещей. Вот и здесь все сыграно близко к оригиналу. Но значит ли это, что слушать и смотреть сколько нибудь скучно? Ни в коем случае! Концертные версии звучат мощнее, живее, красочнее и главное - в них нутром ощущается сильнейший драйв, настоящая рок-н-ролльная энергия.

Limelight неплохо подходит для начала. Я помню свое первое впечатление от этого трека на Moving Pictures. "Коммерческая вещица...даже попсовая - подумал я - Ладно, пусть играет". А потом замедление....соло Лайфсона...и через минуту я уже с трудом мог понять - где я нахожусь. Что это было?! Я, кажется, куда-то уплыл...Мне кажется, это одно из лучших гитарных соло в роке, и, конечно, одно из лучших у Лайфсона. При этом замечу, что стиль Алекса Лайфсона довольно своеобразный - он неуловим. Пока играется соло, то ощущения самые положительные, все звучит круто. Но когда соло уже закончено, в голове мало что остается...что он только что сыграл? Невозможно ничего запомнить. Я про себя это называю "эффект Лайфсона". В концертной версии он воспроизвел соло почти нота в ноту.

Алекс Лайфсон
Алекс Лайфсон

Концерт снят в ходе тура в поддержку альбома Moving Pictures, поэтому наличие в сет-листе основных хитов с этого диска выглядит логично. Tom Sawyer - одна из самых известных вещей группы. Абсолютно уникальный стиль, которого удалось добиться группе в то время тут слышен в полной мере. А увидеть вживую как Нил Пирт вколачивает те самые убийственно точные брейки на ударных - дорогого стоит.

За одним мега-хитом идет другой. The Trees. В начале мы видим публику, которая разворачивает баннер, который гласит, что Rush - лучшая группа в Галактике. В течение следующих двух треков нам предстоит убедиться в правоте этого утверждения в полной мере.

The Trees - это сплав почти средневекового волшебства, тяжелого драйва, изящных вставок перкуссии, красивейших смен гармонии, довольно прямолинейных гитарных атак и изысканных линий на синтезаторе Муг с архаичным и пронзительным звуком...и все это совершенно естественно перетекает из одного в другое. Потрясающая вещь, но...

...но следующая еще лучше и просто отправит вас в нокаут, без вариантов!

Xanadu.

Я уже писал в другой своей статье, что считаю Xanadu одной из абсолютных вершин рока. На сцене музыканты трудятся не покладая рук, создавая весь этот мир фантастически красивых звуковых сочетаний. Если закрыть глаза, то можно подумать, что там порядка десяти человек успевают что-то нажимать, крутить и регулировать....но их всего трое. Трое! В музыке есть невероятная легкость и красота, но в то же время все сделано по точному плану. Посмотрите на Нила Пирта - как он сосредоточен, насколько все держит в голове и как искусно он управляется со всей этой богатой и сложной перкуссией. Все на своем месте и все - вовремя и точно.

Если набрать в поиске "Rush Xanadu реакция видео", то поисковая машина выдаст вам внушительный список видео самых разных людей, обсуждающих эту запись, сделанную в Монреале в марте 1981-го. И с большинством из них я согласен - это абсолютный топ. Если есть желание представить всю мощь и красоту классического рока, то Xanadu из фильма-концерта Exit...Stage Left - один из наиболее впечатляющих вариантов.

Meddley: By-Tor and the Snow Dog/In the End/In the Mood/2112 Finale - на мой вкус - идеальное завершение отличного выступления. Живое воплощение самого понятия "драйв" в исполнении трех незаурядных музыкантов. Алекс Лайфсон, Гедди Ли и Нил Пирт не просто в хорошем настроении, они на кураже! Затянутые в претенциозные костюмы( у Нила Пирта, кажется, галстук в виде бабочки), они выдают такой шквальный заводной тяжелый рок-н-ролл, что мурашки по спине. Надо заметить, публика встречает вещи с самых первых альбомов очень тепло. В этот момент я часто думаю - может быть Rush все таки зря ушли в синтезаторную музыку в 80-ые? Попробую ответить на этот вопрос как-нибудь в другой раз и в другой статье. Для меня однозначно, что именно такой Rush - четырех-грифовый монстр Ли/Лайфсон и Пирт, уничтожающий барабаны точными брейками с сумасшедшей подачей и драйвом - самое лучшее воплощение этой незаурядной группы.

Одним из поводов для написание этой заметки стал тот факт, что мне удалось найти You Tube - канал, где выложены клипы из Exit...Stage Left, прошедшие цифровой ремастеринг изображения до качества HD, за что огромное спасибо StickHits. Ссылку на весь список треков я оставлю тут.

Для интересующихся еще добавлю, что в 2006 году DVD-версия оригинального фильма была выпущена как часть бокс-сета DVD под названием Rush Replay X3 с аудио, переработанным в 5.1 Dolby Surround, при участии гитариста Rush и со-продюсера Алекса Лайфсона.

В заключение напишу, что всегда буду скучать по тем Rush. Это была по настоящему интересная, и в вместе с тем - живая и энергичная музыка. Настоящий натиск...настоящий Rush! Жаль, что Exit...Stage Left стал, по сути, завершением яркой эпохи. Блестящим завершением, я бы добавил.

Впереди были короткие прически, синтезаторы, радикальная смена направления в музыке. Что тоже было, по своему интересно...но уже не так меня вдохновляет.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!