Найти тему

Микробы на Луне против дома Старков: как образование проиграло Netflix

Оглавление

Как работает экономика внимания

У Анны много денег, у Бориса много детей, София быстрее всех бегает, а Давид может похвастаться классным прессом. Но есть условие, одинаковое для всех: это количество часов в сутках. В нашем распоряжении всегда 24 часа и ни минутой больше. И каждый сам решает, на что он готов это время потратить.

Если взять среднестатистического современного человека, то в его экономике внимания нет слота для образования.

Производители развлекательной продукции вкладывают миллиарды в то, что не даст нам переключиться, что заставит нас проводить с ними все больше и больше времени.

Когда руководитель Netflix говорит, что главный конкурент компании на рынке — сон, он делает это не ради красного словца. Корпорации и правда делают всё, чтобы человек меньше спал и больше смотрел. Так работают Instagram, Facebook, TikTok, Fortnite… Образованию ответить на это нечем.

Уверен, что среди читателей этого текста есть люди с крутой силой воли, которые умеют сами себя мотивировать и не расходовать время бездарно.

Но в целом прибежище взрослых сегодня — эскапизм. Нужно как-нибудь отвлечься от реальной жизни, и лучше чем-нибудь забыться, не важно, сериалами, полумарафонами или алкоголем, тут уж как получится.

Чем бы заняться: поучить английский или посмотреть очередную серию сериала? Сейчас этого выбора не существует. Наш мозг сразу говорит: «Слушай, ну извини, тут вообще без вариантов». Вспомните себя в студенчестве: весь семестр мы пинали балду, и только когда на горизонте маячили экзамены, начинали что-то делать.

Мы выросли, но ничего не изменилось. Всё, что не здесь и сейчас, в нашей экономике внимания обесценивается.

Так что же делать образовательным проектам?

Увлекательность

Сейчас образование по большей части не интересно, оно не такое увлекательное, как альтернативные занятия.

На просветительском рынке ситуация немного лучше: есть Animal Planet, National Geographic, разный non-fiction — и нам как раз надо у них учиться. Думать, как сделать свой продукт интересным, чтобы человек после работы смотрел не «Игру престолов», а «Как микробы выживают на Луне».

Это первое, что мы должны сделать: создать конкурентоспособный по увлечению продукт. Рано или поздно все поймут, что сценарное мастерство и гейм-дизайн в образовательных продуктах очень важны. Но, конечно, надо понимать, что геймификация не панацея. Не надо подменять обучение игрой, но надо правильно работать с удержанием интереса ученика.

Алгоритмы

Вернуть образование в экономику внимания помогут и алгоритмы, когда образование и карьера человека станут одной прямой, а не двумя параллельными.

Например, появится организация, сможет давать такие прогнозы:

Человек, в течение двух лет ты, скорее всего, потеряешь работу, а конкуренция на рынке труда составит 12 человек на место. Есть вероятность успешного перехода 75 процентов в такую-то отрасль и 25 процентов — в такую-то. Чтобы это сделать, тебе за год нужно выучить A, В и С. И тогда с вероятностью 82 процента ты сохранишь свой уровень дохода и получишь карьерное ускорение».

Если алгоритмы будут хорошо «знать», что человек действительно умеет, смогут верифицировать его способности и на этой основе делать анализ рынка, они дадут прекрасную мотивацию для обучения. Понятная угроза задает понятное направление движения.

Ценность результата

Чтобы оставаться востребованными, образовательные продукты должны все время показывать результаты.

Так устроен наш мозг — он обесценивает новую информацию, если не понимает, как и зачем будет ее применять.

Как только мозг понимает полезность информации, он сам начинает стимулировать ее получение. Понятный результат обучения — важнейший способ привлечения внимания к образовательному процессу.

И этот результат должен действительно что-то значить: например, благодаря своим навыкам, ты сэкономил 20 процентов времени на работе, делаешь все быстрее коллег, лучше других можешь отстаивать свое мнение на обсуждении проекта, понял, как можно исследовать поведение конкурентов, и поэтому придумал что-то, что взорвет рынок.

Это касается любого персонального умения: оно должно повышать нашу ценность. Я знаю, зачем я это учил. Я понимаю, где мне эти знания применить. С их помощью я могу что-то делать лучше. То есть образование не ради образования, не ради статуса, не ради процесса, а ради результата. Того, который здесь и сейчас. Со мной.

(Написано в феврале 2020)