Большая часть Азербайджана - это степи вдоль Аракса и Куры, образующие меж горами плоскую равнину. С севера над ней нависает Кавказ, а с юга - тот самый Эльбурс, что тянется вдоль южного берега Каспия мимо Тегерана, восточным концом переходя в туркменский Копетдаг. В Азербайджане хребет не очень-то высок - до 2492м (гора Каракюёй), а Эльбурсом его здесь никто и никогда не называет, предпочитая более локальный термин - Талышские горы, или просто Талыш. И это очень красивые горы:
Живут здесь, конечно же, талыши, вот только как в случае с азербайджанцами, это не народ дал название месту, а место - народу. Задолго до азербайджанцев на Араксе жили азери - в данном случае это не уничижительное прозвище, а вполне общепринятое название ираноязычного народа древней Мидии после нескольких веков мусульманского господства.
В Средние века в Азербайджане образовался причудливый этнический "коктейль" из этих самых азери, кавказских горцев, пришлых персов и ещё более пришлых тюрок, и именно тюркское начало, поддержанное саблей и стрелой, взяло верх над всеми остальными. Последним уголком, где уцелел язык азери, и стали Талышские горы, и когда тюркизированных жителей равнины стали называть азербайджанцами, горцы Эльбурса соответственно получили название талышей. С азербайджанцами они соотносятся примерно как таджики с узбеками - реликт прошлой ипостаси по сути того же народа.
В 16 веке талыши, давние шииты, вошли в союз кочевых тюрок-кызылбашей, вскоре покоривших весь Иран и превративших его в шиитскую империю под властью азербайджанцев Сефевидов. Тогда они именовали себя тюрками, хотя язык их к азербайджанскому не ближе, чем русский: это значило лишь то, что они входили в касту воинов и беков.
Культура талышей очень близка к азербайджанской, но по самосознанию они скорее оппозиция, и в общем наряду с лезгинами - самое нелояльное Азербайджану из его национальных меньшинств. Общая численность талышей оценивается от 300 тысяч (официально) до миллиона человек, примерно поровну по обе стороны границы.
До 19 века Талышские горы жили как единое целое, а Ардебиль и Талеш для Ленкорани был явно ближе Баку и Шемахи. Но вот как-то один человек из селения Хир под Халхалом решил уйти от нищеты в Ширван, но заночевав в ауле Хархатан, увидел сон, что потомки его станут править Талышем. Видимо, ему очень не хотелось искать лучшей доли на чужбине, а потому путник поверил сну и остался жить в Хархатане.
Сын его Сеид Аббас женился на Аху-ханум - дочери местного бека Асада Гусейн-оглы Борадигяхи, а внук Сеид Джалаладдин в 1736 году поступил на службу в неистовому Надир-шаху, "иранскому Петру I", успевшему изрядно задать шороху от Грузии до Ферганы. На службе шаха Сеид Джалалддин дослужился до сотника, за смуглую кожу был прозван Гарабек (Чёрный бек), а после походов на Дагестан в 1742 году получил от Надир-шаха титул хана на родной земле. Надир-шах был убит в 1747 году заговорщиками, на перифериях его державы тут же как грибы после дождя вылезли новые ханства, и Чёрный хан решил не отставать.
Астаре, где издавна сидели шахские наместники, он предпочёл новую резиденцию - известную с 1409 года рыбацкую деревню Ленкорань в 12 километрах от родного Хархатана. В конце 1740-х годов она стала городом, центром нового Талышского ханства.
Вполне себе талышское в этническом плане, оно простиралось по обе стороны нынешней границы, и включало две совершенно разные части: Талышские горы, делившиеся на 11 магалов (общин), где растили фрукты, разводили горбатых быков-зебу, выделывали шёлк и хлопок, и Муганскую степь, где не было постоянных селений, но находились пастбища кочевых азербайджанцев - шахсевенов. Ленкорань же стремительно выросла в город с крепостными стенами, дворцом хана и мечетями на шумных базарах.
Но в общем держалось Талышское ханство на личности Сеид Джалалддина, и в 1786 году, когда Чёрный хан умер, Ленкорань стала вассалом Губы, покорившей тогда земли от Дербента до Ардебиля. Однако и Губа дрогнула, когда умер её Фатали-хан, а второй талышский правитель Мир-Мустафа в 1795 году первым из закавказских ханов обратился за протекторатом к России.
Год спустя шах Ага-Мухаммед из новой персидской династии Каджаров ввёл на Талыш войска и с помощью англичан построил в этом нелояльном углу мощную и современную крепость. И хотя в 1802 году Талышское ханство вновь стало независимым, а в 1809, в разгар русско-персидской войны, подтвердило русский протекторат, в 1812 году крепость не помешала вновь занять её персам, возможно благодаря англичанам, знавшим "отмычки" к своему творению.
И вот в январе 1813 года Ленкорань превратилась в своеобразный "каспийский Измаил" - неприступную крепость с превосходящим по численности гарнизоном взял штурмом генерал Пётр Котляревский. В том штурме погибла половина русской отряда и самого генерала нашли израненным под кучей трупов, но потери противника были выше вдесятеро, а перед царской армией открылась прямая дорога на Персию.
Шах запросил мира, но именно Талышское ханство стало главным камнем преткновения и тем не погашенным углем, из которого разгорелась в 1820-х годах следующая русско-персидская война. Единственный кусочек "нашего" Закавказья к югу от Аракса, Ленкорань во всех договорах Россия старательно выносила за скобки - ведь независимый талышский хан ещё в 1795 году признал власть русского царя, а стало быть Талыш уже к моменту начала войны значился как русская земля, которой, как известно, "ни пяди!".
В 1814-26 годах в Ленкорани под русским протекторатом успел отгосударить своё третий хан Мир-Гасан, а затем ханство продолжило существовать как особая административная единица, которой правил "временный диван" из двух беков и русского генерала. Наконец, в 1840 году был образован Ленкоранский уезд, над которым сменялись Каспийская область, Шемахинская и Бакинская губернии. К началу ХХ века уездная Ленкорань была небольшим портовым городком на Каспии с населением 8,7 тыс. жителей, из которых 2/3 составляли азербайджанцы, а русских было чуть больше, чем талышей.
Собственно, "шахсевены" не случайно значит "возлюбившие шаха" - подобно нашим казакам, это племя кочевых азербайджанцев специализировалось на охране границ, и многие из них ушли с Мугани подальше от власти белого царя. Вместо них в Муганскую степь потянулись русские переселенцы, в первую очередь - молокане, духоборы, староверы и субботники.
Первые русские сёла Привольное и Пришиб (ныне Гёйтепе) возникли здесь ещё в 1830-е годы, а к началу ХХ века в Муганской степи было полсотни русских селений. Шахсевены, однако, и за сотню лет не забыли жажду возмездия, и уже после Февральской революции сквозь лопнувшую границу вторглись на Мугань. Они разорили и вырезали часть русских сёл, но другие сёла под началом белых офицеров Бориса Хошева и Фёдора Ильяшевича успели подготовиться к обороне и не только дать отпор кочевникам, но и начать погромы оседлых аулов.
В Ленкорани тем временем творилась знатная чехарда властей, находившаяся в странном резонансе с Баку: сначала "Мусават" (азербайджанская партия) разграбил пароход с оружием, затем его сместили прибывшие морем представители Бакинской коммуны, а с её падением здесь по образцу бакинской Диктатуры Центрокаспия возникла "Диктатура Пяти" эсеров и большевиков, отметившихся в боях на Мугани.
Когда же Баку взяли турки, в Ленкорани установилась белая Муганская краевая управа под началом Лазаря Бичерахова и Михаила Пржевальского. Формально она ориентировалась на Деникина, фактически же здесь хозяйничали полевые командиры, чья власть порой ограничивалась одной улицей, и управляли кто во что горазд.
Часть из них объединились в Комитет Связи и призвали на помощь красных, и в 1919 году на месте Талышского ханства возникла Муганская Советская республика, несколько месяцев просуществовавшая в тылу Азербайжанской демократической республики и в итоге покорённая ей. Ну а ещё полгода спустя в Азербайджан вошла с севера Красная Армия, и рейд большевиков за угнанными судами в иранский порт Энзели положил начало Гилянской ССР... но это, впрочем, другая история.
Разорённый край при Советах оправлялся от Муганских событий долго, и русские переселенцы уже не вернулись в Муганскую степь. Их место в 1940-50-х годах заняли азербайджанцы, без спросу переселённые из Армении - здесь это теперь считают не иначе как депортацией.
Талыши, однако, в округе Ленкорани окончательно сделались меньшинством, но зато оформилась среди них национальная интеллигенция и осознался крепкий "культурный код". Как я понимаю, полноценного сепаратизма здесь не было никогда, а в Карабахе воевал Ленкоранский батальон Альакрама Гумматова. В 1993 году, пока в Баку делили власть Абульфаз Эльчибей, мятежный генерал Сурет Гусейнов и старый чекист Гейдар Алиев, Гумматов провозгласил Талыш-Муганскую автономную республику и даже созвал её Милли-Меджлис (Национальный совет) из 150 районных депутатов и аксакалов.
Но в целом талыши были здесь в слишком уж в явном меньшинстве, и Алиев, не добившись успеха в переговорах, просто сверг Гумматова силами улицы. Вскоре Альакрам Аликперович был арестован и приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным заключением, и в 2004 - освобождён и выслан в Нидерланды, где и теперь возглавляет талышскую автономию в изгнании.
Ну а ныне, по ощущениям, явного сепаратизма среди талышей нет, но есть глухое недовольство, о котором не говорится вслух. И как во времена талышских ханов, смотрят здесь не на Иран, а на Россию...