Найти тему
Юлия Варенцова

Поленов сам возит по окрестным деревням свой «волшебный фонарь» - виртуальное кругосветное путешествие

В. Поленов. Золотая осень
В. Поленов. Золотая осень

После того как царь приобретет у художника картину «Христос и грешница» за тридцать тысяч рублей, Поленов сможет осуществить свою мечту: купить участок земли и построить дом в живописном местечке на берегу Оки. Эта усадьба Борок, которую позже переименуют в Поленово, станет целым миром, придуманным и созданным великим художником.
Он строит дом по оригинальному авторскому проекту, устраивает в гостиной камин, на котором изображает придуманный по случаю герб своей семьи. Поленов переезжает в этот дом в 1892-м и сразу же находит сюжет для следующего большого полотна. Как когда-то, посмотрев из окна съемной квартиры на улицу, Поленов написал «Московский дворик», здесь, из окна собственного нового дома он увидит «золотую осень» и воплотит это "пышное природы увяданье" в своей панорамной картине.
Василий Поленов говорил, что лето он недолюбливает за то, что «все, как из ушата, облито зеленью». В начале осени, когда природа пользуется самой многоцветной палитрой, для пейзажиста начинается лучшее время для работы.
«Наступило лето, только не зеленое а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы», – пишет жене из Борка Поленов в сентябре 1893 года. И именно той самой осенней порой он создает свой хрестоматийный шедевр. Осень патриарха русского интимного пейзажа, Василия Поленова, - это всероссийская популярность и признание коллег. Он – отец большого семейства и, наконец, хозяин своего имения. Так что его «Золотая осень» - это не только взгляд из окна новой пейзажной мастерской. Это взгляд на мир с высоты прожитых лет и мудрости, которая видит и чувствует гармонию мироздания.

Здесь же, в усадьбе Борок, еще задолго до революции, Поленов пытается воспитать «нового человека» из обычного крестьянина. Для деревенских жителей он строит две школы, устраивает музей в собственном доме, лично проводит экскурсии, показывая семейную коллекцию художественных раритетов, и создает народный театр. Последняя большая работа 77-летнего Поленова - семьдесят полотен для диорамы: невиданного аттракциона, который отправляет в кругосветное путешествие деревенских зрителей. Несмотря на возраст и нездоровье, Поленов сам возит свой «волшебный фонарь» по окрестным деревням. Даже когда у него опухают ноги, он надевает валенки, разрезав голенища, и отправляется в санях на очередной сеанс. Голодной зимой 1921-го года показы диорамы проходят на "ура". На одной из премьер крестьянские дети торжественно вручают Поленову булочку: "На тебе, Василий Дмитриевич, кушай на здоровье!"

Из книги:

Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/740206/

книга с автографом автора:

https://book24.ru/product/peredvizhniki-khudozhniki-peredvizhniki-i-samye-vazhnye-kartiny-kontsa-xix-nachala-xx-veka-s-avtogra-5954150/