Найти тему

Блог — это работа: как найти своего читателя и выбрать тему

Оглавление

Когда я начинала свой блог на Дзене в 2019 году, я ничего не ждала от этого начинания. Лишь когда спустя 2 месяца каждодневных статей в пустоту на счёте за ночь стали образовываться 50-100 рублей, я почувствовала, что мой блог настоящая работа! И от меня зависит, сколько я получаю за свой контент ежедневно. С тех пор были взлёты и падения. Бывало, за ночь я получала более 12 тысяч рублей единоразово, бывало, что и меньше тысячи. В любом случае, мне есть, что рассказать тем людям, которые считают, что стать блогером легко.

Фото автора
Фото автора

Блогером действительно может стать любой человек, вне зависимости от возраста, пола, места жительства, уровня заработка, внешности и семейного статуса, так что же вам мешает? Как правило, отсутствие точной цели и плана.

Шаг 1. Определитесь с темой и типом блога

Первое, что вы должны решить какой тип блога вам необходимо выбрать. Блог может быть:

  • личным (в формате личного дневника)
  • экспертным (профессиональная польза)
  • обезличенным (вроде разнообразных журналов и пабликов по интересам)
  • торговой площадкой (обзоры, магазины, бизнес)

Обезличенные блоги редко встречаются, на них неохотно подписываются, в них нет личности, а значит доверия. Но это не значит, что такой блог не может быть популярным, если хороша подача материала. Чаще всего это настоящие фермы контента, например, каналы со спорной репутацией вроде "Бери и Делай" или "5 minutes crafts".

Блог, который привлекает клиентов и служит торговой площадкой, чаще интересен, только если несёт экспертную пользу.

Чисто личных и чисто экспертных блогов сейчас тоже почти не встретить, все являются гибридными. Мой канал на Дзен задумывался, как экспертный, но действительно обрёл популярность, когда я стала включать свою личность, свои мысли, идеи и взгляды.

Тема в блоге может быть не одна, но и распыляться на десятки тем не стоит. Можно выбрать одну-две смежные ниши и двигаться в пределах, например:

  • Психология, саморазвитие, поиск себя
  • Творчество и хобби
  • Спорт, фитнесс, здоровое питание
  • Путешествия
  • Фотография
  • Кулинария
  • Садовое хозяйство, ландшафтный дизайн
  • Техника, гаджеты, игры
  • Строительство
  • Йога, медитация, вегетарианство, экологичность
  • Красота, макияж, медицина
  • Стиль и мода
  • Образование и книги
  • Искусство, обзоры и подборки фильмов и т.д.
Фото автора
Фото автора

Раньше я писала только о фотографии и макияже, потом плавно перешла на более объёмную нишу творчество. Творчество неразрывно связано с саморазвитием и поиском себя, я расширила своё поле интересов, расширяя при этом и свою потенциальную аудиторию. Представьте, что вы журналист и работаете в онлайн-газете. Если вы будете писать на одну и ту же тему, рано или поздно случится это:

1. либо у вас иссякнут темы для разговора,

2. либо читателям надоест читать одно и то же похожими словами.

Поэтому не забывайте про самообразование и расширение кругозора — так новые темы придут к вам сами собой. Одну и ту же тему можно подать по-разному: как экспертную статью, развлекательное видео, полезный пост или разрушение мифов. Экспериментируйте не только с темой, но и с её подачей.

Как найти свою аудиторию и что такое ЦА?

Я придерживаюсь идеи, что качество подписчиков куда важнее количества. Качественными подписчиками можно считать лояльных читателей. Им нравится не только ваш контент, но и ваша личность, они солидарны с вашими идеями, имеют похожие ценности, любят комментировать ваши посты и общаться с вами. Лояльные подписчики часто задерживаются на годы в вашем блоге и растут вместе с вами. У меня есть читатели на Дзене, которые не только читают меня спустя 2 года, но и подписаны на другие мои соцсети, общаются со мной ежедневно. Я считаю их не просто подписчиками, а своими соратниками и друзьями!

ЦА — это целевая аудитория. Кратко: люди, которые вас уже читают и ваши потенциальные читатели, которые ещё не знают о вашем блоге. Важно держаться тем, которые интересны вашей потенциальной ЦА. Например, вы молодая девушка, которая любит макияж и косметику. Вы хотите, чтобы ваш блог читали такие же молодые девушки, но пишете про лифтинг-эффект в возрастном макияже. Зачем? Или внезапно, на свою женскую аудиторию (любительниц косметики) вы напишите о различиях механической и автоматической коробки передач. Встречала блоги, где транслировалась тема, которая будет интересна и мужчинам, и женщинам, но блогер каждый свой пост начинала с "Привет, девочки!". В лучшем случае, ваше поведение вне интересов ЦА встретит непонимание, в худшем - отписки и хейт.

Помните, вы управляете ЦА, а не ЦА управляет вами. Если будете стараться угодить всем, блог будет расти с затруднениями (если вообще будет).

Чтобы определить свою ЦА, вы можете задать себе следующие вопросы:

  • Меня читают мужчины и\или женщины?
  • Из какой они страны и на каком языке говорят?
  • Какие у них интересы, хобби, мечты, ценности, возраст?
  • Какое у них семейное положение? Есть ли дети?
  • Какой у них уровень дохода? и т.д.

Что такое позиционирование?

Позиционирование можно сравнить с фишкой, особенностью или личной изюминкой. Словом, то, что отличает вас от блогеров вашей темы и ниши (= конкурентов). Например, не просто блог о макияже, а о макияже с точки зрения биологии, не просто блог о фотографии, а о фотографии с точки зрения визажиста, не просто блог модели, а блог модели, которая сама построила себя и выбралась из деревни. Ваша уникальность может заключаться в:

  • стилистике фотографий
Меня часто пытаются обвинить в том, что все мои фотографии в одной цветовой гамме, но прошу заметить, что это мой личный стиль и авторское видение.
Фото автора
Фото автора
  • нетипичной внешности (пирсинг, тату, цветные волосы или наоборот, полная естественность без макияжа)
  • стиле жизни
  • необычной личной истории
  • цепляющих крутых текстах с юмором
  • полезных знаниях, которые вы даёте в необычной форме (например, юмористические скетчи, инфографика, коллажи, арт и даже мультики)

Ваше позиционирование — не только изюминка, но и ваши рамки и границы. Какие у вас принципы, что неприемлемо в вашем блоге? Например, моя позиция на Дзене — блог о творчестве и safe space — без оскорблений и негатива не только в отношении автора, но и читателей, т.е. канал строго модерируется.

Важные личные качества блогера

Для начала, решите, для чего вам нужен блог. Я бы выделила здесь ценности ложные и истинные. Кто-то приходит в блогерство ради денег, но блог может не окупаться годами, поэтому подобные блогеры быстро перегорают, если не видят результата. Кто-то приходит в блогерство ради тысяч подписчиков, но и здесь упс, ведь качество важнее количества. Что лучше: 100 вкуснейших спелых яблок или 100 тысяч гнилых? И подписчики, и деньги — зона, которую вы не можете на 100% контролировать, а поэтому — привет, выгорание!

Другим блогерам важнее просто поделиться своими мыслями и знаниями, общаться с миром — сам блог и его существование приносит им удовольствие. Это ценность, которая зависит от самого человека и идёт изнутри. Мне нравится вести блог, до Дзена я делала это 2 года бесплатно, и блог будет мне приносить удовольствие, пока я не изменюсь, как личность.

Из личных качеств я бы выделила:

1. Уравновешенность и эмоциональная стабильность. Рост блога всегда подразумевает негативные высказывания со стороны интернет-сообщества. Я видела неоднократные мощные взлёты действительно классных блогов, но их авторы не могли справиться с потоком хейта, поэтому забрасывали свои каналы навсегда. Если вы столкнулись с интернет-травлей, помните, что все комментарии — не о вас, а о боли человека, которую вы разворошили, как осиное гнездо. Мы не можем нравиться всем, не можем выбирать своих подписчиков, но можем выбирать свою реакцию на негатив.

Инсайдерская информация: хейтерские комментарии — отличный инфоповод для развития темы, которая вас волнует. Например, я сделала косплей коровы, когда меня часто сравнивали с ней из-за пирсинга.

2. Грамотная речь и письмо, хорошая дикция и артикуляция.

3. Уверенность в себе, харизма. Умение рассказывать истории интересно, даже самые обычные и банальные. Никому не будет интересен блог унылого и зажатого в себе человека.

4. Дисциплина. Это основная проблема многих неуспехов в блогерской деятельности, ведь количество и качество контента прямо пропорционально влияет на заработок блогера. А если вы выкладываете 1-2 качественных поста в месяц, или 30 посредственных рерайтов из сети, то кто виноват?

5. Неконфликтность, стрессоустойчивость. Это интернет, здесь люди могут увидеть точку в конце предложения вместо смайлика и подумать, что с ними серьёзно или по-хамски общаются. Нужно иметь действительно железные нервы!

Фото автора
Фото автора

6. Инициативность. Иногда с брендами нужно общаться ежедневно, постоянно отправлять заявки на сотрудничество (и уметь это делать!), трезво себя оценивать.

7. Усидчивость и работоспособность. Иногда на блог приходится работать по 12 и более часов в сутки, иногда — не больше часа в день. Блог — это свобода, ею нужно правильно распоряжаться, без усидчивости будет тяжело заставить себя делать что-либо.

8. Креативность и творческая жилка. Зрителя необходимо постоянно удивлять.

9. Ответственность. Блог — это работа с другими людьми и брендами. Здесь нельзя согласиться на контракт, взять товар на обзор и пропасть. Все обещания и обязательства необходимо исполнять. В блогерском мире не стоит говорить плохо о своих коллегах — здесь все всё быстро узнают. В рунете нет института репутации и культуры отмены, как на Западе, но плагиат, воровство, разглашение чужих тайн и секретов, проплаченный обман строго караются отписками. Без личной ответственности репутация блогера будет быстро разрушена.

10. Искренность, открытость и честность. Если вы блогер, нет смысла скрывать свою биографию, о которой всё равно рано или поздно узнают, когда ваш блог будет крупным. Помните, что вы живой человек, у которого есть свои личные истории, опыт, мнение на острые социальные вопросы.

Ранее я бы включила сюда экспертность, но с каждым годом я убеждаюсь, что люди устали от блогов с "полезной пользой" и "успешным успехом"в интернете. Уютные личные блоги с необычной персоной пользуются не меньшей (если не большей) популярностью.

Иллюстрации и тексты

Про тексты я недавно выпускала подробную статью, вы можете прочесть её по ссылке ниже:

Что касается фотографий и иллюстраций, то лучше всего использовать авторские картинки, а не брать чужие из интернета. Это не только снижает экспертность, уникальность и скрывает личность автора, но и чревато нарушением авторских прав. Не обязательно делать только свои портреты и селфи, это могут быть:

  • предметные фото (цветы, украшения, косметика и т.д.)
  • фото еды
  • детали и крупный план
  • интерьерные фото
  • фото прогулок и из путешествий
  • коллажи и т.д.

Профессиональные яркие фотографии выигрышнее смотрятся, чем тусклые необработанные фото, сделанные на смартфон. Большим плюсом будет изучение основ фотографирования, видеосъемки и монтажа.

Фото автора
Фото автора

Резюме

Кто бы вам что ни говорил, блог это работа! Как и другие блогеры Дзена, я плачу налоги, вкладываю время, силы, деньги, знания, покупаю технику, постоянно учусь и повышаю планку. Стать блогером несложно, сложнее — удержаться в этом звании. Если вам хочется работать из дома и получать деньги за то, что вам нравится — подписывайтесь на мой канал, ведь я часто пишу о заработке в интернете.

Спасибо за прочтение!