Когда я начинала свой блог на Дзене в 2019 году, я ничего не ждала от этого начинания. Лишь когда спустя 2 месяца каждодневных статей в пустоту на счёте за ночь стали образовываться 50-100 рублей, я почувствовала, что мой блог — настоящая работа! И от меня зависит, сколько я получаю за свой контент ежедневно. С тех пор были взлёты и падения. Бывало, за ночь я получала более 12 тысяч рублей единоразово, бывало, что и меньше тысячи. В любом случае, мне есть, что рассказать тем людям, которые считают, что стать блогером легко.
Блогером действительно может стать любой человек, вне зависимости от возраста, пола, места жительства, уровня заработка, внешности и семейного статуса, так что же вам мешает? Как правило, отсутствие точной цели и плана.
Шаг 1. Определитесь с темой и типом блога
Первое, что вы должны решить — какой тип блога вам необходимо выбрать. Блог может быть:
- личным (в формате личного дневника)
- экспертным (профессиональная польза)
- обезличенным (вроде разнообразных журналов и пабликов по интересам)
- торговой площадкой (обзоры, магазины, бизнес)
Обезличенные блоги редко встречаются, на них неохотно подписываются, в них нет личности, а значит — доверия. Но это не значит, что такой блог не может быть популярным, если хороша подача материала. Чаще всего это настоящие фермы контента, например, каналы со спорной репутацией вроде "Бери и Делай" или "5 minutes crafts".
Блог, который привлекает клиентов и служит торговой площадкой, чаще интересен, только если несёт экспертную пользу.
Чисто личных и чисто экспертных блогов сейчас тоже почти не встретить, все являются гибридными. Мой канал на Дзен задумывался, как экспертный, но действительно обрёл популярность, когда я стала включать свою личность, свои мысли, идеи и взгляды.
Тема в блоге может быть не одна, но и распыляться на десятки тем не стоит. Можно выбрать одну-две смежные ниши и двигаться в пределах, например:
- Психология, саморазвитие, поиск себя
- Творчество и хобби
- Спорт, фитнесс, здоровое питание
- Путешествия
- Фотография
- Кулинария
- Садовое хозяйство, ландшафтный дизайн
- Техника, гаджеты, игры
- Строительство
- Йога, медитация, вегетарианство, экологичность
- Красота, макияж, медицина
- Стиль и мода
- Образование и книги
- Искусство, обзоры и подборки фильмов и т.д.
Раньше я писала только о фотографии и макияже, потом плавно перешла на более объёмную нишу — творчество. Творчество неразрывно связано с саморазвитием и поиском себя, я расширила своё поле интересов, расширяя при этом и свою потенциальную аудиторию. Представьте, что вы журналист и работаете в онлайн-газете. Если вы будете писать на одну и ту же тему, рано или поздно случится это:
1. либо у вас иссякнут темы для разговора,
2. либо читателям надоест читать одно и то же похожими словами.
Поэтому не забывайте про самообразование и расширение кругозора — так новые темы придут к вам сами собой. Одну и ту же тему можно подать по-разному: как экспертную статью, развлекательное видео, полезный пост или разрушение мифов. Экспериментируйте не только с темой, но и с её подачей.
Как найти свою аудиторию и что такое ЦА?
Я придерживаюсь идеи, что качество подписчиков куда важнее количества. Качественными подписчиками можно считать лояльных читателей. Им нравится не только ваш контент, но и ваша личность, они солидарны с вашими идеями, имеют похожие ценности, любят комментировать ваши посты и общаться с вами. Лояльные подписчики часто задерживаются на годы в вашем блоге и растут вместе с вами. У меня есть читатели на Дзене, которые не только читают меня спустя 2 года, но и подписаны на другие мои соцсети, общаются со мной ежедневно. Я считаю их не просто подписчиками, а своими соратниками и друзьями!
ЦА — это целевая аудитория. Кратко: люди, которые вас уже читают и ваши потенциальные читатели, которые ещё не знают о вашем блоге. Важно держаться тем, которые интересны вашей потенциальной ЦА. Например, вы молодая девушка, которая любит макияж и косметику. Вы хотите, чтобы ваш блог читали такие же молодые девушки, но пишете про лифтинг-эффект в возрастном макияже. Зачем? Или внезапно, на свою женскую аудиторию (любительниц косметики) вы напишите о различиях механической и автоматической коробки передач. Встречала блоги, где транслировалась тема, которая будет интересна и мужчинам, и женщинам, но блогер каждый свой пост начинала с "Привет, девочки!". В лучшем случае, ваше поведение вне интересов ЦА встретит непонимание, в худшем - отписки и хейт.
Помните, вы управляете ЦА, а не ЦА управляет вами. Если будете стараться угодить всем, блог будет расти с затруднениями (если вообще будет).
Чтобы определить свою ЦА, вы можете задать себе следующие вопросы:
- Меня читают мужчины и\или женщины?
- Из какой они страны и на каком языке говорят?
- Какие у них интересы, хобби, мечты, ценности, возраст?
- Какое у них семейное положение? Есть ли дети?
- Какой у них уровень дохода? и т.д.
Что такое позиционирование?
Позиционирование можно сравнить с фишкой, особенностью или личной изюминкой. Словом, то, что отличает вас от блогеров вашей темы и ниши (= конкурентов). Например, не просто блог о макияже, а о макияже с точки зрения биологии, не просто блог о фотографии, а о фотографии с точки зрения визажиста, не просто блог модели, а блог модели, которая сама построила себя и выбралась из деревни. Ваша уникальность может заключаться в:
- стилистике фотографий
Меня часто пытаются обвинить в том, что все мои фотографии в одной цветовой гамме, но прошу заметить, что это мой личный стиль и авторское видение.
- нетипичной внешности (пирсинг, тату, цветные волосы или наоборот, полная естественность без макияжа)
- стиле жизни
- необычной личной истории
- цепляющих крутых текстах с юмором
- полезных знаниях, которые вы даёте в необычной форме (например, юмористические скетчи, инфографика, коллажи, арт и даже мультики)
Ваше позиционирование — не только изюминка, но и ваши рамки и границы. Какие у вас принципы, что неприемлемо в вашем блоге? Например, моя позиция на Дзене — блог о творчестве и safe space — без оскорблений и негатива не только в отношении автора, но и читателей, т.е. канал строго модерируется.
Важные личные качества блогера
Для начала, решите, для чего вам нужен блог. Я бы выделила здесь ценности ложные и истинные. Кто-то приходит в блогерство ради денег, но блог может не окупаться годами, поэтому подобные блогеры быстро перегорают, если не видят результата. Кто-то приходит в блогерство ради тысяч подписчиков, но и здесь упс, ведь качество важнее количества. Что лучше: 100 вкуснейших спелых яблок или 100 тысяч гнилых? И подписчики, и деньги — зона, которую вы не можете на 100% контролировать, а поэтому — привет, выгорание!
Другим блогерам важнее просто поделиться своими мыслями и знаниями, общаться с миром — сам блог и его существование приносит им удовольствие. Это ценность, которая зависит от самого человека и идёт изнутри. Мне нравится вести блог, до Дзена я делала это 2 года бесплатно, и блог будет мне приносить удовольствие, пока я не изменюсь, как личность.
Из личных качеств я бы выделила:
1. Уравновешенность и эмоциональная стабильность. Рост блога всегда подразумевает негативные высказывания со стороны интернет-сообщества. Я видела неоднократные мощные взлёты действительно классных блогов, но их авторы не могли справиться с потоком хейта, поэтому забрасывали свои каналы навсегда. Если вы столкнулись с интернет-травлей, помните, что все комментарии — не о вас, а о боли человека, которую вы разворошили, как осиное гнездо. Мы не можем нравиться всем, не можем выбирать своих подписчиков, но можем выбирать свою реакцию на негатив.
Инсайдерская информация: хейтерские комментарии — отличный инфоповод для развития темы, которая вас волнует. Например, я сделала косплей коровы, когда меня часто сравнивали с ней из-за пирсинга.
2. Грамотная речь и письмо, хорошая дикция и артикуляция.
3. Уверенность в себе, харизма. Умение рассказывать истории интересно, даже самые обычные и банальные. Никому не будет интересен блог унылого и зажатого в себе человека.
4. Дисциплина. Это основная проблема многих неуспехов в блогерской деятельности, ведь количество и качество контента прямо пропорционально влияет на заработок блогера. А если вы выкладываете 1-2 качественных поста в месяц, или 30 посредственных рерайтов из сети, то кто виноват?
5. Неконфликтность, стрессоустойчивость. Это интернет, здесь люди могут увидеть точку в конце предложения вместо смайлика и подумать, что с ними серьёзно или по-хамски общаются. Нужно иметь действительно железные нервы!
6. Инициативность. Иногда с брендами нужно общаться ежедневно, постоянно отправлять заявки на сотрудничество (и уметь это делать!), трезво себя оценивать.
7. Усидчивость и работоспособность. Иногда на блог приходится работать по 12 и более часов в сутки, иногда — не больше часа в день. Блог — это свобода, ею нужно правильно распоряжаться, без усидчивости будет тяжело заставить себя делать что-либо.
8. Креативность и творческая жилка. Зрителя необходимо постоянно удивлять.
9. Ответственность. Блог — это работа с другими людьми и брендами. Здесь нельзя согласиться на контракт, взять товар на обзор и пропасть. Все обещания и обязательства необходимо исполнять. В блогерском мире не стоит говорить плохо о своих коллегах — здесь все всё быстро узнают. В рунете нет института репутации и культуры отмены, как на Западе, но плагиат, воровство, разглашение чужих тайн и секретов, проплаченный обман строго караются отписками. Без личной ответственности репутация блогера будет быстро разрушена.
10. Искренность, открытость и честность. Если вы блогер, нет смысла скрывать свою биографию, о которой всё равно рано или поздно узнают, когда ваш блог будет крупным. Помните, что вы живой человек, у которого есть свои личные истории, опыт, мнение на острые социальные вопросы.
Ранее я бы включила сюда экспертность, но с каждым годом я убеждаюсь, что люди устали от блогов с "полезной пользой" и "успешным успехом"в интернете. Уютные личные блоги с необычной персоной пользуются не меньшей (если не большей) популярностью.
Иллюстрации и тексты
Про тексты я недавно выпускала подробную статью, вы можете прочесть её по ссылке ниже:
Что касается фотографий и иллюстраций, то лучше всего использовать авторские картинки, а не брать чужие из интернета. Это не только снижает экспертность, уникальность и скрывает личность автора, но и чревато нарушением авторских прав. Не обязательно делать только свои портреты и селфи, это могут быть:
- предметные фото (цветы, украшения, косметика и т.д.)
- фото еды
- детали и крупный план
- интерьерные фото
- фото прогулок и из путешествий
- коллажи и т.д.
Профессиональные яркие фотографии выигрышнее смотрятся, чем тусклые необработанные фото, сделанные на смартфон. Большим плюсом будет изучение основ фотографирования, видеосъемки и монтажа.
Резюме
Кто бы вам что ни говорил, блог — это работа! Как и другие блогеры Дзена, я плачу налоги, вкладываю время, силы, деньги, знания, покупаю технику, постоянно учусь и повышаю планку. Стать блогером несложно, сложнее — удержаться в этом звании. Если вам хочется работать из дома и получать деньги за то, что вам нравится — подписывайтесь на мой канал, ведь я часто пишу о заработке в интернете.