Свою очередную статью хочу начать с небольшого дисклеймера - я не HR и никогда им не был. Все мысли, с которыми вы ознакомитесь ниже, я собрал воедино, руководствуясь опытом работы на должности топ-менеджера. Последние пару лет я управляю процессами достаточно известного бренда в сфере развлечений, и одним из наших ведущих направлений, является организация корпоративов, тимбилдингов и других командообразующих мероприятий для компаний самого разного масштаба. Взаимодействие с нашими заказчиками, обработка их запросов и та условная “боль” с которой они приходят, пытаясь объединить коллектив, укрепили мое понимание происходящего в рекрутинговой сфере. А еще у меня большая телефонная книжка и очень отзывчивые коллеги и друзья :) За помощь в сборе данных и личную экспертную позицию, выражаю им отдельную благодарность.
Предлагаю моим читателям совершить небольшое путешествие во времени. Помните, каким был март 2020-го года? Первый локдаун, большой стресс, непонимание того, что будет дальше, прострация разной степени (в зависимости от сферы деятельности)...Исходя из личного опыта, могу предположить, что эти ощущения не забудутся еще очень долго. Нас настигло яркое осознание того, что мы просто не знаем, что делать дальше и ни на йоту не понимаем как выстроить рабочие процессы на удаленке. Кто-то привык и адаптировался уже к середине апреля, а кто-то оставался в подвисшем состоянии до летнего сезона - все зависело от уровня стрессоустойчивости и восприимчивости психики. Так или иначе, промежуточное решение было найдено и оказалось легко применимым. Но, тогда мы еще верили, что подобная “акция” будет разовой и ждали своего возвращения на рабочие места.
К середине лета, мы потихоньку, вновь, начали собираться в офисе. Мы возвращались очень эмоционально и радостно - соскучились по обеденным перерывам, разговорам за чашкой кофе по утрам, вот этим брождениям от кулера до рабочего места и обратно. Раннее ежедневное (а теперь такое забытое) лицезрение одних и тех же коллег, на одних и тех же рабочих местах, показалось чем-то уютным и приятным. Мы успели соскучиться даже по тем, кому были совсем не рады еще полгода назад. Было действительно много положительных эмоций и приятных ощущений от воссоединения команды. Тогда режим удаленки ощущался как дополнительная опция - понятная и добровольная. К дистанционной работе вернулись те, кто был к этому режиму готов. Кого-то, конечно, сократили, в силу больших убытков за время локдауна. Так или иначе, все шло своим чередом и ощущалось практически привычным.
Новый 2021-ый год принес работодателям свежее понимание происходящего, и, как следствие, готовность к принятию стратегически верных, но все еще болезненных для персонала решений. Осознание того, что аллокация и заработная плата сотрудников могут быть оптимизированы за счет удаленной работы, подтолкнуло к действиям не только маленькие (ощутимо пострадавшие) компании, но и целые холдинги. У последних, в лучшие времена, на территории офиса, были не только кулер и кухня с кофемашиной, а целые фитнес-центры и комнаты отдыха. Но время диктует свои правила, и, руководители, как это обычно и случается, играли, их соблюдая. Реакция на подобные изменения была полярно разной - какая-то часть сотрудников теперь понимала, что тратить каждый день по два, а порой, даже три часа на дорогу - не очень комфортно. А еще вставать рано утром, выбирать одежду, кормить себя и всю семью, соблюдать логистику, чтобы все успеть и не опоздать к началу рабочего дня...Все это и так не содержало в себе особого удовольствия, а теперь еще и воспринималось как “лишние жертвы”, которые не обязательно приносить для того, чтобы зарабатывать деньги. Знаю, что были и те, кто большую часть жизни проработал подобным образом и не был готов отказываться от выверенной системы привычных действий. Но, опыт удаленки весной 2020-го повлиял на неожиданно большой процент работающих людей, и в корне изменил их позицию не только по отношению к режиму работы, но и, в целом, образу жизни.
Справедливым итогом стал говорящий статус 2021-года. Год выгорания. И теперь это преимущественная позиция, а не просто ощущения в определенный промежуток времени. И если ранее, все ежедневные трудности в виде долгой дороги на работу, не всегда благоприятных погодных условий, и, порой, отсутствующий рацион правильного питания, можно было стерпеть из-за большой любви к структуре, представителем которой ты являешься, теперь это так не работает. Ни одна статусная должность теперь не заменит возможность проводить больше времени с семьей. Ни одна интересная задача не сравнится с любимым хобби, которое стало отдушиной за время самоизоляции. Система ценностей трансформировалась и изменилась навсегда.
Мы стоим перед важным выбором - как выстраивать свой график дальше? Возвращаться к тому укладу, что был до пандемии? Возможно, но придется отказаться от того, что уже заняло довольно важную позицию в нашей жизни за эти уже почти два года. Жить в новом тайминге, по комфортной системе распределения бытовых и рабочих дел? Это было бы идеальным вариантом развития событий, если бы не одно но, о которое, кстати, споткнутся не сами сотрудники, но их работодатели.
В новой формации, работа не может занимать столько времени, сколько занимала ранее.
Новый 2022-ый год станет настоящим испытанием для HR-ов. Мы увидим огромное количество странных и неожиданных кейсов резкой смены деятельности среди топ-менеджеров и их “минус 1”. Те, кто, когда-то, являлись буквальными амбассадорами компании, в которой они успешно строили карьеру, покинут свои рабочие места. И это не будет связано с хантингом или “перебежкой” к конкурентам. Люди будут менять свой образ жизни, стараясь сделать его максимально комфортным для себя в эпоху постоянных перемен и скачкообразной системы ведения бизнеса. Кто-то уже понял, что перед нами абсолютно новая эпоха, в которой переобучаться потребуется постоянно (По данным РБК - каждые 3-5 лет), и не боится начать искать новое дело своей жизни уже сейчас. Учитывая тот факт, что soft skills, в дальнейшем, будут играть центральную роль при формировании новых рабочих структур, и потихоньку вытеснят hard skills из центра всеобщего внимания, пришла пора заглянуть внутрь собственной личности и проверить себя, грубо говоря, на “вшивость”. Достаточно ли развито мое критическое мышление? Умею ли я на самом деле работать с людьми? Насколько я готов меняться?
Рекрутеры уже успели испытать массу проблем во время первой волны ковида. Отбор персонала, найм, испытательные сроки - тогда все это резко стало выглядеть абсолютно по-другому. Была предпринята успешная попытка перенести все это в онлайн, и, кажется, собеседования в Zoom, работали и остались актуальными до сих пор. Однако, подобное взаимодействие с коллективом меняло корпоративную культуру вдолгую - и если сразу мы не замечали, насколько разрозненно чувствуют себя сотрудники, не общаясь друг с другом вживую, то спустя год, становится очевидным, что горизонтальные связи работают совсем не так как раньше. В 2021-ом мы стали относиться к этому менее болезненно, но команда, не пересекающаяся друг с другом в реальной жизни, все еще не работает так слаженно, как хотелось бы. Особенно болезненно это ударило по русской корпоративной культуре, которая и так относительно молода, по сравнению с зарубежными примерами. Мало того, что мы и так совсем недавно научились правильно взаимодействовать с коллегами в неформальной обстановке, так теперь еще и ценность бренда, в развитие которого мы вкладываемся, медленно, но верно уходит на задний план.
Уже сейчас становится понятно, что следующий год подкинет HR новые трудности. Необходимо будет не только искать новых заряженных идеей сотрудников, но и заниматься удержанием старого сильного состава. Наш опыт показывает, что совместных онлайн активностей теперь недостаточно - и не важно насколько они интересные, и как часто вы организовываете нечто подобное для своей команды. Людям нужна абсолютно противоположная система взаимодействия друг с другом, другая мотивация, которая будет пересекаться с их новой позицией по отношению к работе. Корпоративная культура будет переживать много изменений, прежде, чем войдет в правильное русло и станет комфортной для превалирующей части коллектива. Пора всерьез задуматься о том, что может дать ваша компания людям, помимо “дружного коллектива, регулярных корпоративов и бесплатного кофе с печеньками”. Смогут ли работодатели соревноваться с теми ценностями, что являются ведущими у новых поколений и вышли на передний план даже у миллениалов?
Самым болезненным является тот факт, что наработанные годами инструменты действительно канут в лету. И для формирования актуального подхода будут нужны абсолютно новые. Какие именно - можно предполагать уже сейчас. Но, это уже совсем другая история, достойная следующей статьи.