Друзья, делюсь с вами ещё одной критической статьёй 1932 года, настаивающей на том, что вопрос о рисунке на бытовом фарфоре – важное политическое дело.
Досужий Г. Живы ещё маркизы! // За пролетарское искусство, 1932. – № 2. – С. 16.
Назойливый народ – эти маркизы с попугайчиками и цветочками. Давно выброшенные из жизни, забытые всеми, даже «лучшими» художниками из ОМХа и ОХРа, они всё же ухитряются пролезать в советское искусство и появляться перед широкими массами, как ни в чём не бывало. И удивительнее всего то, что им в этом содействуют самые настоящие и выдержанные коммунисты: директора заводов, трестов и секретари ячеек.
В номере 4 журнал «За пролетарское искусство» [1931 год] поднял вопрос о халтуре, граничащей с вредительством, наблюдающейся в рисунках на советском фарфоре.
Пример – Дулёвский завод, продукция которого подвергалась резкой критике на страницах журнала.
После этого состоялось торжественное заседание художественно-политического совета Дулёвского завода, с представителями от райкома ВКП(б) и Коммунистической академии, на котором торжественно были похоронены все сувениры прошлого – маркизы и цветочки, детища бывшего заводчика Кузнецова, и заменены революционно-тематическими рисункам и: «Завершим дело Ильича», «Культпоход», «Пионеры», «За сплошную» и др.
Но – увы! Торжественная клятва хозяйственников о поддержке революционной тематики и борьбе против идеологически чуждого рисунка «разбилась о быт»: через 3 месяца (в сентябре) мы видим, что в продукции Дулёвского завода вновь ожили похороненные рисунки, а новорождённые – были похоронены.
Тт. рабочие! Дирекция фабрики считает, что вам необходимо любоваться «парижскими красавицами» в декольте, в завитушках, с цветочками, сошедшими с картин художника Буше 18 века или с обложек туалетного мыла «Вечная молодость» Ралле. Это «новая» продукция Дулёвской фабрики.
Для колхозников та же дирекция предназначает продукцию с незабудками, изящными и нежными или едва распустившимися бутонами роз. Для «любителей» есть прекрасные райские птицы и попугаи. Есть большой выбор тихих семейных сценок. Нет недостатка в петушках и курочках с цыплятами.
А всё вместе находится на огромной дистанции от советской действительности. Такова продукция Дулёвского завода, идущая на советский рынок в угоду мещанам и в той или иной степени формирующая вкусы рабочих и колхозных масс. К этому приводит деляческое и хвостистское руководство хозяйственников завода и треста.
Новые рисунки, политически актуальные и художественные, с точки зрения этих хозяйственников не рентабельны: на них больше затрачивается рабочего времени в производстве, чем на те, о которых шла речь выше, и кроме того они менее ходкий товар. Поэтому какой смысл их выпускать? Так руководство фабрики идёт по линии наименьшего сопротивления, забывая, что художественный фарфор – не только материальное производство, но и носитель идеологии, что вопрос о рисунке на фарфоре – важное политическое дело.
Надо же понять, что недооценка этого со стороны хозяйственников очень близка к идеологическому вредительству! Борьба за новый рисунок и новые формы посуды, которая ведётся на производстве между передовой частью художнической молодёжи и старыми реакционными мастерами,– есть классовая борьба, идеологическая борьба. Художники и хозяйственники, поддерживающие старые формы посуды, старый, веками культивируемый дворянством и буржуазией рисунок и потакающие мещанским и буржуазным вкусам покупателя, объективно являются проводниками враждебной пролетариату идеологии.
Фарфоровое производство является одним из отсталых, консервативных фронтов производственно-бытового искусства. Консерватизм его не только в том, что хозяйственники здесь политически близоруки и даже не только в том, что нет новых кадров художников. Само производство, с его устойчивыми и трудно сменяемыми формами посуды и традициями малокультурных и аполитичных старых мастеров, ухудшает это положение.
Нужна большая напряжённая работа по всему фронту производства, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки. Нужно провести борьбу не только с консерватизмом хозяйственников и с недооценкой ими идеологического значения продукции. Необходима также и политически воспитательная работа среди самих рабочих завода, которая сделает их активными участниками в борьбе за новое художественное оформление фарфора. И, наконец, особенного внимания заслуживаем вопрос о художественных кадрах – основных и обслуживающих производство – ремесленно технических. Здесь нужны и широкое идеологическое воспитание и более узкая профессиональная работа в подготовке кадров производственного искусства. Необходимо развернуть борьбу среди художников против эстетико-прикладнических традиций и навыков, с одной стороны, и формально-беспредметнических тенденций – с другой. Этих недостатков в практике художников производства фарфора ещё очень много.
Помещаемые здесь рисунки показывают, как много ещё нужно художнику поработать, чтобы достигнуть и идеологической и формально-технической чёткости и ясности, не впадая в то же время в формализм и схематизм.
Изосекция Коммунистической академии уже включилась в работу производственных искусств по линии стекло-фарфора. Необходима широкая общественная поддержка этому делу со стропы РАПХ, ГАНС и других общественных организаций и учреждений, которые своим активным участием помогут значительно ускорить довольно трудный и сложный процесс внедрения революционной советской тематики в художественное оформление продукции фарфорового производства.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив