Ссылка на 1 часть
Основы академического рисунка
Если вы хотите просто попробовать себя, ощутить, какого это – создавать шедевры буквально из ничего, стоит ознакомиться с фундаментом изобразительного искусства и важными советами. Две вещи, которые стоит учитывать в первую очередь – положение руки и используемые материалы.
Рекомендуемые материалы для начинающих – карандаши, уголь, мелки. Карандаш наиболее доступен и неприхотлив, но здесь тоже есть над чем заморочиться.
Мягкость карандашей – извечная проблема начинающих художников. Твердые хороши четкой текстурой, но ими легко испортить рисунок (особенно при грубой работе, которую не стереть теркой), мягкие легко поддаются доработке, но слишком нечеткие. Желательно приобрести набор карандашей всех видов мягкости и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.
Твердость указывается на корпусе, обозначается – T и Н, мягкость обозначается буквами М и В. После букв идет цифра – степень плотности. Карандаши, используемые в обиходе имеют обозначение НВ – это усредненный вариант. Его в изобразительном искусстве не используют вообще, так как это «ни то ни сё» - четкую линию им не нарисуешь, плавную текстуру им не сделаешь.
Теперь бумага. Здесь всё не так сложно. Достаточно не брать тонкую офисную бумагу – хуже неё ничего нет. Для первых работ желательно брать небольшие форматы, размер тетрадного листа будет как раз. После того,\ как рука привыкнет, можно пробовать себя на большом полотне. Единственный совет – крепите бумагу к поверхности, на которой рисуете. Она не должна елозить и иметь воздух под собой. Это сильно усложняет задачу, ведь линия может выйти кривой, а штрих неровным.
Положение руки.
Не стоит держать карандаш так, как нас в школе учили держать ручку во время письма. Попробуйте новое положение – что-нибудь, да подойдет именно вам.
Изначально новое положение будет неудобным, но оно даст гораздо больше свободы в движениях и скорость штриховки значительно вырастет. Положение обычно, используемое при письме, хорошо лишь в том случае, когда рисунок маленький и вам нужно проработать детали.
Средства выразительности
Теперь стоит рассмотреть средства выразительности. Это точка, линия, штрих, пятно. Все они – составляющие каждого рисунка, по этой причине их глубокое изучение сильно влияет на качество изображения и технику художника.
Точка. Здесь всё максимально просто – это просто точка. Она всегда мала и имеет вес только при правильном размещении множества точек.
Линия. Линия это и контур, и штрих, и текстура. Она может быть бледной или насыщенной, толстой или тонкой, прямой или кривой и т.д.
Штрих. Создается из линий. Вернее, из их совокупности, объединенных в общую форму или контур. Наиболее популярное и эффективное средство в академическом рисунке.
Пятно. С помощью пятна рисунку придают целостность. Нельзя изображать все части картины одинаковыми по насыщенности и тону. Они просто станут сплошным серым цветом. Пятно – основа академического рисунка и даже человеческого зрения. Мы не видим контуры людей, мы их воспринимаем как пятна. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. С помощью пятна можно придать объем, свет, тень, выделить главное и второстепенное, разбить картину на планы.
Мифы об академическом рисунке
- Это работа только по заданию, воображение использовать нельзя
Отчасти это является правдой. Все начинают с простых геометрических фигур – кубов, цилиндров, шаров и прочего. Но четко по указке делают лишь первые работы, которые по своей сути являются упражнениями. Никто и никак не помешает вам создавать собственные, уникальные композиции.
- Этому трудно научиться
Полная ложь. Толстые книги по изобразительному искусству создают впечатление, что для того, чтобы освоить академический рисунок, нужно потратить годы. Но вы попытайтесь, не используя показательные движения, только с помощью слов описать обычный вальс. Это займет много времени, пусть и показать можно буквально за секунды. Здесь тот же принцип.
- Обучение займет много времени
Это зависит исключительно от вас. Иностранный язык можно выучить за полгода, а можно не выучить за 10 лет. И дело не в таланте, а в том, сколько вы времени и усилий в это вкладываете. С академическим рисунком всё точно так же. Чем больше и усерднее вы практикуетесь – тем быстрее получите хороший результат.
- Это скучно
Отчасти – да. Поначалу энтузиазм может угаснуть, если долго рисовать одни шары и кубы. Но не стесняйтесь пробовать новое и сложное – всё может получиться. И даже не может, а получится. Скучная часть обучения академическому рисунку нужна лишь для того, чтобы в дальнейшем вас прогресс был более быстрым.