Найти в Дзене

Орнитология РЖД: немного об электропоезде ЭГ2Тв Иволга.

Готовила я тематический день на Кошке про двухлетие МЦД, и в числе прочего решила поговорить и том подвижном составе, который был подготовлен для диаметров. Им стали поделки Тверского вагоностроительного завода модели #ЭГ2Тв Иволга. К слову, страшная цифро-буквенная абракадабра расшифровывается как “Электропоезд городской 2-го типа Тверской”. Учитывая, что модель новая, возникает вопрос, а где, собственно тверской городской электропоезд первого типа? Но производитель нам ответит вряд ли, поэтому посмотрим на то, что имеем.   В наш век нанотехнологий любят все инновационное, вот чтобы прям даже розетка - и та аж нового поколения, непохожая на то, что было раньше. Так и Иволга оказалась названа поездом нового поколения для городских перевозок. Что и логично: привычные на дальнем (или не очень) пригороде двухтамбурные вагоны с узким проходом между сиденьями - не совсем то, что требуется для езды в режиме “поезд раз в 5 минут со всеми остановками на пути”. Тамбуры тут не упали совсем: на п

Готовила я тематический день на Кошке про двухлетие МЦД, и в числе прочего решила поговорить и том подвижном составе, который был подготовлен для диаметров. Им стали поделки Тверского вагоностроительного завода модели #ЭГ2Тв Иволга. К слову, страшная цифро-буквенная абракадабра расшифровывается как “Электропоезд городской 2-го типа Тверской”. Учитывая, что модель новая, возникает вопрос, а где, собственно тверской городской электропоезд первого типа? Но производитель нам ответит вряд ли, поэтому посмотрим на то, что имеем. 

 В наш век нанотехнологий любят все инновационное, вот чтобы прям даже розетка - и та аж нового поколения, непохожая на то, что было раньше. Так и Иволга оказалась названа поездом нового поколения для городских перевозок. Что и логично: привычные на дальнем (или не очень) пригороде двухтамбурные вагоны с узким проходом между сиденьями - не совсем то, что требуется для езды в режиме “поезд раз в 5 минут со всеми остановками на пути”. Тамбуры тут не упали совсем: на пригороде-то толкаешься, а тут, когда остановки натыканы часто, пойди еще к выходу через этот тамур протолкайся. И это после вагонов метро, где есть несколько дверей с каждой стороны, помогающих уважаемым пассажирам оперативно погрузиться в транспортное средство даже в час пик на Выхино. 

 

Один из двух первых электропоездов Иволга, ныне работающий на маршруте Москва-Усово. Снято в апреле 2017 на Киевском вокзале - тогда недолгое время этот утконос работал на маршруте Москва-Новопеределкино.
Один из двух первых электропоездов Иволга, ныне работающий на маршруте Москва-Усово. Снято в апреле 2017 на Киевском вокзале - тогда недолгое время этот утконос работал на маршруте Москва-Новопеределкино.

Требовался и просторный салон, а не только волшебные ускорители посадки и высадки в виде дополнительных дверей, и большее количество стоячих мест, чем в пригородном поезде, и динамика должна быть иной: разгоняться и тормозить нужно быстро. Привычные ЭД4М отмели сразу, оставив их страдать на дальних подмосковных перевозках. И стали думать, и даже кое-что придумали еще перед запуском Московского Центрального Кольца: да, #Иволга планировалась как подвижной состав МЦК, но к тому моменту, на счастье кольцевой магистрали, не успела пройти сертификацию. Да и перекур между запуском кольца и запуском диаметров давал производителю фору: можно было и составы первые испытать да с пассажирами обкатать, и недочеты, выявленные в процессе этого действа, устранить. Впрочем, вакханалия двухлетней давности показала: расписать на бумаге - это полдела, а вот клепать поезда о шести или семи вагонах начали зря. Нужно было сразу учесть пассажиропотоки, отличавшиеся в ооочень большую сторону от пассажиропотоков на Большом Кольце #МЖД, и, как следствие, собирать составы по 11 вагонов. Ну, доработки в процессе - это для #МЦД уже классика жанра. =) 

 

Иволга 1.0,  лето 2020, МЦД-2,  Каланчевская.
Иволга 1.0, лето 2020, МЦД-2, Каланчевская.

Строить составы начали в 2014 году, и первые образцы были как раз о пяти вагонах каждый. Для участия в конкурсе на звание “поезд для МЦК” необходимо было завершить еще и процесс сертификации, причем аккурат к 2015 году, но уже тогда что-то пошло не так, и сие мероприятие затянулось аж до середины лета 2016 года.Иволге оказалось поздно пить “Боржоми”: почки, конечно, не отвалились ввиду их отсутствия, а вот место на кольцевом маршруте они упустили - там полетели, как известно, Ласточки. 

 Но Россия - это когда добру попусту пропадать не положено, и первые две Иволги стали кататься по маршруту Белорусский вокзал - Усово. Не самый населенный в плане пассажиропотока маршрут, но для обкатки нового поезда оказался он крайне удобен: да, я тогда прокатилась, пусть и не осилив дорогу до Усово полностью. Да, я люблю обкатывать новые для себя электропоезда, дабы составить свои впечатления, ну, правда, параллельно осматривая и новые для себя места. 

 Тверской завод, думавший было продолжать клепать только обычные пассажирские вагоны, кажется, был лишь рад, когда Центральная пригородная пассажирская компания объявила конкурс на поставку электропоездов для нового проекта - МЦД. И как оказалось-то хорошо: ТЗ прям идеально сочеталось с тем, что завод уже произвел на свет в количестве двух Иволг. Собственно, победа Твери не вызывали сомнений, и #ЦППК сходу заказала 24 состава, известных ныне как модификация Иволги 1.0 Правда, количество таки вызвало сомнения, и в 2018-2019 году был добавлен еще один заказ на ЭГ2Тв, но уже не в шести-, а в семивагонной составности. Вторая партия стала гордо именоваться версией 2.0 и, в сравнении с первой, обрела часть новых спецэффектов в виде более высоких окон, урн для мусора и usb-розеток у каждого сидения. ТТХ же поезда в целом и не изменились. 

 

Иволга 2.0, лето 2020, МЦД-2, пл. Москворечье.
Иволга 2.0, лето 2020, МЦД-2, пл. Москворечье.

Однако, в Твери не стали отступать о идеи про работу над ошибками и улучшение своего творения. Да и грядущий запуск еще трех диаметров как бы намекает: нам надо больше поездов, нам надо лучших поездов. И таки косяки выявили: это и минимум сидений (стоять по 30-40 минут, а то и по часу - удовольствие не для всех), и всего два гальюна на состав, собирающих очереди на всем пути следования, и максимальная скорость в 120 км/ч как-то коробила производителя, ведь та же Ласточка может разгоняться аж до 160! Коненчо, на МЦД в гонки не поиграешь, но сам факт… И вот, летом 2021 года презентовали Иволгу 3.0 (так и захотелось пропеть про “какая боль, какая боль”, но выводы о модификации пока делать рано). И сидушки обновили, впрочем, оставив их прежнюю компоновку 2+2, как в первых двух версиях птички, и розеточки USB до Type-C проапгрейдили, и даже разгоняться до 160 км/ч научили. Сертификация планируется в первом квартале следующего года, и, уверена, уже скоро появится шанс увидеть Иволгу 3.0 в действии. Надеюсь, напевать про “какая боль, какая боль” все же не придется. 

 

Иволга 3.0, август 2021, выставка ЭКСПО1520 в Щербинке.
Иволга 3.0, август 2021, выставка ЭКСПО1520 в Щербинке.

Впрочем, история с подвижным составом для МЦД 3-5 получила интересный поворот: производитель Ласточек буквально в начале ноября возмутился, что ТЗ на тендер написали под Иволгу 3.0, и даже в ФАС жалобу направил. Жалоба вроде и действие возымела: образовалось два техзадания, допускающие вариации, но успешный исход для Уральских Локомотивов пока сомнителен: Тверрской завод вряд ли сдаст позиции, да и перевозчик как-то менять коней, ой, то есть птиц, на переправе не планировал. История продолжает разворачиваться на наших глазах, и остается только жевать попкорн, тихонько переругиваясь между собой в комментариях тематических пабликов. 

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Другие статьи на моем канале: