Найти тему
Идеономика

Метавселенная: что это и когда она появится?

The Conversation разбирался, что так стремится построить Марк Цукерберг

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Метавселенная — это сеть постоянно включенных виртуальных сред, в которых множество людей могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами посредством своих виртуальных изображений — аватаров. Представьте себе сочетание иммерсивной виртуальной реальности, сетевой многопользовательской ролевой игры и интернета.

Метавселенная — это концепция из научной фантастики, которую многие люди в технологической индустрии видят преемником сегодняшнего интернета. На данный момент это только представление, но технологические компании, такие как Facebook, стремятся сделать его основой для многих видов деятельности в сети, включая работу, развлечения, учебу и покупки. Компания Facebook настолько увлечена этой концепцией, что переименовывает себя в Meta, чтобы подчеркнуть свое стремление доминировать в метавселенной.

Впервые слово метавселенная использовал писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе «Лавина» (1992). Так он назвал виртуальный мир, в котором главный герой, Хиро Протагонист, общается, делает покупки и побеждает врагов реального мира с помощью своего аватара. Но возникла эта концепция еще до «Лавины» — как «киберпространство» в новаторском романе Уильяма Гибсона «Нейромант» (1984).

Существует три ключевых аспекта метавселенной: присутствие, совместимость и стандартизация.

Присутствие — это ощущение, что вы реально находитесь в виртуальном пространстве с виртуальными людьми. Десятилетия исследований показали, что это чувство воплощения улучшает качество онлайн-взаимодействий. Ощущение присутствия достигается с помощью технологий виртуальной реальности, таких как специальные шлемы с дисплеями.

Функциональная совместимость означает возможность беспрепятственно перемещаться между виртуальными пространствами с использованием одних и тех же виртуальных активов, таких как аватары и цифровые предметы. ReadyPlayerMe позволяет людям создать аватар, который можно использовать в сотнях различных виртуальных миров, в том числе на совещаниях Zoom с помощью таких приложений, как Animaze. А блокчейн-технологии, например, криптовалюты и уникальные токены, облегчают передачу цифровых товаров через виртуальные границы.

Стандартизация — это то, что обеспечивает возможность взаимодействия платформ и сервисов в метавселенной. Как и для всех медиа-технологий — от печатного станка до текстовых сообщений — для широкого внедрения необходимы общие технологические стандарты. Эти стандарты определяются международными организациями, такими как Open Metaverse Interoperability Group.

Почему метавселенная важна

Если метавселенная действительно станет преемником интернета, то чрезвычайно важно для будущего экономики и общества в целом, кто и как ее построит. Facebook стремится играть ведущую роль в формировании метавселенной, отчасти за счет значительных инвестиций в виртуальную реальность. Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг рассказал, что метавселенная охватит и неиммерсивные платформы, такие как современные социальные сети, и иммерсивные трехмерные медиа-технологии, такие как виртуальная реальность, и что она будет использоваться как для работы, так и для игр.

Возможно, однажды метавселенная будет напоминать яркий вымышленный Оазис из книги Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться», ну а пока можно попробовать такие игры, как Fortnite и Roblox, платформы социальных сетей виртуальной реальности, такие как VRChat и AltspaceVR, и виртуальные рабочие среды, такие как Immersed, чтобы испытать иммерсивный мета-опыт. И вот когда эти разрозненные пространства сойдутся и станут более совместимыми, ждите появления поистине уникальной метавселенной.