Найти тему
НУАР-NOIR

Чем чревата фанатичная одержимость старым кино?

-2

Мы упоминали фильм 1980 года «Затемнение» во вчерашнем материале в связи с тем, что в нём была небольшая роль у молодого Микки Рурка. Хотя наш сегодняшний рассказ совершенно про иное. Дело в том, что в свое время эту кинокартину выдвигали в нескольких номинациях на Премию «Сатурн», но не как сам по себе фильм ужасов, а как некую шараду.

Нечто аналогичное можно было видеть в ленте «Я – безумец», однако в «Затемнении» тенденция составить сюжет с опорой на старые фильмы была явлена более явственно. А потому попытаемся рассказать, что же скрывается за формальной канвой фабулы. В фильме говорится о юноше, который фанатично одержим старым кино. В итоге то берёт верх над ним, и он становится убийцей в стиле фильмов 40-х годов.

В этой сфере надо «заземляться», дабы не стать безумным «человеком в футляре»: заниматься спортом, посещать интересные мероприятия и т.д. Но главный герой ленты этого не знал. Он считает себя своего рода проекцией жестокого грабителя «Коди» Джаррата из «Белого каления» (1949).

Сцена расправы с тетушкой, казалось бы, отсылается нас к триллеру «Что случилось с Бэби Джейн?». Ведь там одна из героинь прикована к инвалидному креслу. Хотя на самом деле это отсылка к нуару 1947 года «Поцелуй смерти». А новая адресная табличка, которую вешает Эрик близ дома – это аллюзия к фильму 1953 года «Ривер-стрит, 99».

Выбирая образы, в которых Эрик выходит ночью в город, мы в первом случае видим Лугоши из «Дракулы» 1931 года, во втором – персонажа Уильяма Бойда из вестерна «Хопелонг Кэссиди» (1935). Сцену в ванной рекомендовать особо не надо – параллели с «Психо» Хичкока вполне очевидны.

К слову сказать, с Риччи, которого сыграла молодой Микки Рурк, тоже не всё просто. Главный герой спорит с ним на предмет знания «Касабланки». И Риччи говорит, что видел её великое множество раз. Это намек, что он в прошлом студент Гарварда, так как там на летних каникулах этот фильм был едва ли не обязательным для просмотра . Отсюда и его высокомерие. Так что Риччи не просто «гопник», работающий в сфере кинопроката. Он осознанный битник.

Если же говорить о сцене в парикмахерской - это фактически прямая цитата из ленты 1959 года «Мафия изнутри», в которой была сцена расправы с Альбертом Анастазия (вполне реальный криминальный персонаж). Хотя больше всего «пасхалок» можно найти в эпизоде с фото-студией.

Кадр из фильма «Затемнение» (1980)
Кадр из фильма «Затемнение» (1980)

Советский триллер с откровенными сценами, предсказавший реалии 90-х

Её название является прямым указанием на «Фотоувеличение» Антониони. А когда героиня входит в помещение, то она касается фигурки птицы («Мальтийский сокол»). Есть еще моменты, которые были позаимствованы позже уже ИЗ этого фильма. Например, в подвале был обустроен кабинет агента Малдера из «Секретных материалов».

Кадр из фильма «Затемнение» (1980)
Кадр из фильма «Затемнение» (1980)

Где случаются советские «триллеры»?

Так что фильм представляет собой одну сплошную аллюзию, однако ко множеству разных картин. Забыли сказать, Рика из «Касабланки» (его сыграл Хамфри Богарт) на самом деле звали Ричард Блейн. Так что главный герой фильма теоретически нам должен полсотни долларов.