Найти в Дзене
Дестрой

Забытая техника в "подземном море" огромного заброшенного недостроенного убежища внутри гранитной горы

Сегодня мы расскажем про огромное недостроенное, но использовавшееся во время Великой Отечественной Войны бомбоубежище, строившееся за Полярным кругом в недрах гранитной сопки. А если точнее про его заброшенную и затопленную часть, отбутованную в послевоенное время от достроенной и до сих пор действующей в нуждах МЧС части.

В самом начале войны в крупных городах штабами местной противовоздушной обороны были поставлены задачи о срочном строительстве бомбоубежищ для укрытия мирного населения и защищённых командных пунктов для обеспечения работы инфраструктуры городов. Одним из таких объектов начали строить в Заполярье в г. Мурманск.

Согласно информации, найденной местными краеведами к 1943 г. была пройдена сеть горных выработок в граните, в которых разместились службы городского управления.

После окончания ВОВ было решено расширить подземный комплекс в горе и укрепить горные выработки бетонной обделкой (обделка это тип бетонной крепи горной выработки, а отделка это штукатурка на стенах, не путайте) и начался второй этап горных работ.

Но в 1950-х гг. во время проходки выработок из за плохо проведённой геологической разведки случайно был вскрыт водоносный слой и в сооружение начала поступать вода. Тогда не удалось достаточно гидроизолировать весь объект и было принято решение достроить только его часть, а остальную законсервировать на будущее. Половину недостроенного объекта отделили от второй части толстой бетонной забутовкой и законсервировали строительство, а другую часть достроили. При этом за прошедшие годы достроенная часть неоднократно модернизировалась и используется по сей день.

Несколько десятилетий недостроенная затопленная часть стояла заброшенной, но в 1990-х гг. про неё вдруг вспомнили и решили построить в ней подземные гаражи. Воду откачали и начали возводить новые бетонные конструкции и блоки будущих гаражей, но проблема гидроизоляции никуда не делась и постоянно поступающий из водоносного слоя объём воды поставил крест на этих планах. Стройку снова остановили и объект опять забросили.

Во время последней модернизации достроенной части в 2008 г. заброшенную и затопленную часть снова откачали для обследования, но вода быстро вернулась и снова затопила эту часть объекта. С тех пор здесь бывают лишь диггеры на импровизированных плавсредствах.

-2

Ну а мы заходим через бывший портал автовъезда и посмотрим на заброшенную часть, в которой даже до сих пор осталась техника.

-3

Сразу у входа в проёме должны были установить мощные гермоворота с электрическими или гидравлическими приводами.

-4

Чуть ниже находится ниша под щит управления затвором, за которой заканчивается бетонная обделка (не путать с отделкой) и противооткольная защита потолка.

-5

А дальше горная выработка спускается вниз.

-6

Спускаемся к воде.

-7

Справа располагалась большая ниша бывшей главной щитовой, использовавшейся при строительстве.

-8

Если сделать буквально несколько шагов, то вода здесь будет уже по грудь, а ещё десяток шагов и уйдёшь с головой в ледяную воду.

-9

Вдаль уходит главный тоннель, от которого расходятся ниши и проходы в блоки. Наш товарищ в спасательном костюме у первого гаража для понимания глубины. Но у нас есть плот, на котором мы и поплывём дальше. :)

-10

Заплываем в один из поворотов.

-11

Здесь находится проём в большой недостроенный двухэтажный блок. Плот в проём не проходит и поэтому мы смогли с этой стороны сфотографировать лишь тамбур-шлюз перед ним, где планировали установить две гермовдери.

-12

Заплываем в другой отворот от основного тоннеля, где нам мешает проплыть дальше торчащий из под воды компрессор. Глубина тут поменьше, но сразу за ним снова начинается глубокий участок.

-13

В ещё одном ответвлении на насыпи из мелкого щебня стоит уцелевшая бетономешалка.

-14
-15
-16

И вот через очередные ответвления мы заплываем в самый большой блок, расположенный в самой дальней части объекта, где высаживаемся на один из гаражей, а плот уплывает на второй заход за оставшимися у входа товарищами.

-17

Здесь успели построить шесть блоков гаражей. К слову по слухам в этом блоке во время войны было что-то вроде кинозала или театра, а в самом конце под потолком еле просматривается ниша, в которой якобы стоял кинопроектор или прожектор. Так оно или нет мы не знаем, но что-то верится с трудом.

-18

А вот уже и подплывают наши товарищи на плоту.

-19

Из под воды торчит какой-то вентилятор. Глубина там меньше чем в основном тоннеле, но всё же почти по грудь.

-20

На гараже, где мы высадились лежит множество старых труб.

-21

И ротор от вентиляционного циклона.

-22

В одном из гаражей сохранилась машина. Это УАЗ-3303, имевший в народе прозвище "Головастик".

-23

Теперь это его последняя стоянка.

-24
-25

Ну а теперь осмотримся вокруг.

-26

В загоне за гаражами из под воды выступает погрузочно-доставочная машина. Точно такие же используются для работ в рудниках.

-27

Сбоку у скалы свалены различные мотки тросов и оплётки от кабелей.

-28

Спустимся пониже. С этой стороны очень глубоко.

-29

А с другой стороны машина упирается ковшом в выработанную горную породу, которую должна была вывезти и погрузить в самосвал.

-30

Выглядит очень атмосферно.

-31

Рядом с погрузчиком расположен проход к забутовке в действующую часть объекта, где отлита пробка из нескольких метров железобетона.

-32

А в другую сторону уходит выработка к ещё двум блокам и стволу.

-33

Снова очень глубокий участок и чтобы осмотреть блоки, придётся лезть на отлитую из бетона стену.

-34

И вот мы наверху.

-35

Отсюда можно увидеть тот самый двухэтажный недостроенный блок, к которому мы подплывали с другой стороны на плоте.

-36

Чуть дальше с другой стороны коридора расположен ещё один недостроенный блок, где даже сохранилась деревянная опалубка, оставшаяся со времён заливки свода.

-37

Но из за этих деревянных конструкций толком внутри сфотографировать ничего не вышло.

-38

Ещё дальше располагался ствол.

-39

С лестницей наверх горы.

-40

Правда не все лестничные проёмы успели смонтировать.

-41
-42
-43

Там наверху видна противооткольная защита, а значит поверхность уже близко. Наверху от лестницы в две стороны расходятся подходные потерны, заканчивающиеся вентиляционными оголовками забора воздуха.

-44

Вдоль лестницы наверх идёт и сам вентиляционный ствол.

-45

Вообще по разным закуткам этой громадины раскидано ещё не мало интересного, но всё это охватить сложно, имея в качестве плавсредства лишь плот.

-46

Так что на этом всё.

-47

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.