Наверное, все кто был в пригороде Новосибирска, в поселке Пашино и заезжал в него со стороны Новосибирска (не по Краснояровскому шоссе) видел стелу с шестеренкой и надписью "Пашино". Эта стела стала народным символом этого поселка, и считаю она должна стоять, пока существует Пашино.
Вот если бы мы относились к культуре и истории более внимательно, как например, американцы - то рядом должен стоять еще один памятник, на котором была примерно вот такая надпись " Эту стелу видел Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев, который в 1978 году посетил поселок Пашино".
Американцы бы поставили такой знак, сняли пару документальных фильмов, запустили производство какого нибудь продукта, например хот-дог "Брежнев в Пашино", стали проводить экскурсии и через несколько лет на карте Новосибирска появляется местная достопримечательность, которую едут посмотреть со всего бывшего Советского Союза. Вот вам и событийный туризм, и дополнительные средства полученные от продажи сувениров, путевок и всего прочего. Американцы почему так к истории относятся? Маленькая у них история была... С нашей не сравнить. Вот и хватаются за все, из чего можно сделать достопримечательность или шоу. В этом им нет равных. Молодцы, я считаю...
Сегодня, в новом выпуске цикла "Хроники Богдашки" рассказ о том, как Леонид Ильич Брежнев посетил Пашино. А почему, статья выходит в этом цикле? Так Пашино с 1997 года в составе Калининского района Новосибирска. Так что имеют полное право. И если честно, хочется здесь сработать как американцы работают с историей. Благодаря Пашино, можно сказать что Леонид Ильич был и в Калининском районе. Американцы бы этот факт точно бы не упустили.
Леонид Ильич Брежнев в Новосибирске
Весной 1978 года Леонид Ильич Брежнев отправился на поезде в рабочую поездку по Транссибу. Поезд прибыл в Тюмень 30 марта, в Новосибирске Леонид Ильич был 31 марта, в Красноярске 1 апреля, в Иркутске 2 апреля, в Чите 3 апреля, в Сковородино 4 апреля. До Комсомольска-на Амуре Брежнев добрался 6 апреля, и последний рабочий день этой командировки был 8 апреля. После чего правительственный ИЛ-62 из Владивостока с Генеральным секретарем на борту взял курс на Москву.
В этой поездке Генерального секретаря сопровождал Министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов. В этой рабочей поездке это было необходимо, так как в пути принималось большое количество военно-политических решений, требовавших утверждения Председателем Совета Обороны СССР, кем был в тот момент Брежнев.
В Новосибирске первым встречал Генерального секретаря Федор Степанович Горячев. Весной 1978 года он Первый секретарь Новосибирского обкома КПСС (он был на этой должности до 19 декабря 1978 года). Это должность если переводить её на наши современные стандарты - как сегодня губернатор Новосибирской области.
Для Новосибирска этот визит Генерального секретаря очень полезным. Во-первых, наверняка был разговор о передачи власти в городе, и скорее всего Леонид Ильич все одобрил. Как я уже говорил, Первым секретарем Новосибирского обкома был Федор Степанович Горячев. 19 декабря 1978 года его сменил на этом посту Александр Павлович Филатов, который на этой должности проработал до 5 августа 1988 года.
Во-вторых, именно во время этого визита городские власти убедили дорогого Ильича в тот что метрополитен Новосибирску необходим. Вообще история с новосибирским метро история очень долгая. Первые разговоры начались сразу после войны, в 1946 году начали разрабатывать новый Генеральный план города. Было несколько редакций. И уже к 1954 году при разработке транспортных схем города стало понятно, что без метрополитена у Новосибирска нет будущего. Но ситуация в стране и экономике заставила на время забыть об этом.
Помог вспомнить миллионный житель Новосибирска, который появился в 1962 году. Стало понятно, что если в городе сейчас уже один миллион жителей, то что будет через 10 лет? Городские власти собирают команду для разработки плана метрополитена, и в 1965 году группа руководящих работников города отправляется в Москву, в Госплан СССР. Работники пытались добиться включения метрополитена в новый Генеральный план города. Генплан был готов в 1968 году, хотя Москва и на словах поддерживала новосибирских чиновников по поводу метро, но в новом Генплане не нашлось для него места.
Власти Новосибирска не стали опускать руки, и продолжили работать в этом направлении. В 1972 году в Новосибирск прибывает в первый раз Леонид Ильич Брежнев. Выслушал городские власти, обещал помочь в этом вопросе. Дело с того года двигалось не очень быстро. Москва знала, что Новосибирску нужно метро, но какие дела и задачи оказывались важнее. Но как говорил Остап Бендер лед тронулся именно после визита Леонида Ильича Брежнева в Новосибирск в марте 1978 года. Проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 километров с одиннадцатью станциями был утверждён Советом Министров РСФСР 12 декабря 1978 года, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее. В декабре этого же года Ф.С. Горячев покидает свой пост. Первая свая новосибирского метрополитена, в районе будущей станции "Октябрьская" будет забита 12 мая 1979 года.
По итогам Транссибирской командировки Леонида Ильича в 1978 году выходит документальный фильм "Всегда с народом". В нем есть фрагмент, как Новосибирск встречал Генерального секретаря.
Сегодня появляется информация что Леонид Ильич во время весенней командировки чувствовал себя не очень хорошо, это заметно на некоторых фотографиях. Вот одна из них, которая была сделана на первом пути перрона вокзала "Новосибирск-Главный".
Но перейдем к самому визиту Генерального Секретаря ЦК КПСС и кортежу сопровождения.
На каком автомобиле Брежнев передвигался по Новосибирску
Основной темой командировки были военно-политические вопросы. Время на визит в один город выделялся всего один день. Поэтому программа была крайне сжатой. По маршруту движения правительственного кортежа находились многие новосибирцы. В основном их привозили целыми предприятиями.
Город перед визитом готовили. Понятно все неблагонадежные элементы были вывезены с маршрута следования кортежа. Думаю и бездомным животным досталось. В 1978 году в Новосибирске была ранняя весна, и на момент визита Брежнева в городе снега уже почти не было, но луж и грязи хватало. Так что не только вся милиция Новосибирска была на ногах, но и все ЖКХ. Улицы убирали просто чтобы и пылинок не было. Есть даже информация, что утром часть маршрута прошли специальные грузовые автомобили из аэропорта Толмачево, которые используют для осушения взлетных полос аэродрома. По фотографиям видно кортеж пошел по Вокзальной магистрали.
В кортеже автомобили ГАЗ-13 "Чайка" и автомобили сопровождения КГБ ГАЗ 24-24 либо ГАЗ 24-25. Я как то в середине 90-х видел эту машину в действии. Идем на какой то иномарке по трассе в сторону Болотного, смотрю в зеркало заднего вида позади нас показалась черная "двадцать четверка". И приближалась к нам просто на нереальной скорости. Я посмотрел на спидометр, на нашей "Тойоте" было 130 километров в час. Через пару секунд это "Волга" обошла нас как говорят дальнебойщики, как стоячую деревню. Потом я увидел, что этот автомобиль припарковался у одного из кафе на трассе. Ее хозяин когда увидел меня захохотал, и как бы опередив мой вопрос открыл капот "Волги". Там стоял восьми цилиндровый двигатель от "Чайки". Это была легендарная "Догоняйка". Автомобиль, от которого в Советском Союзе было бесполезно уходить на другом автомобиле.
Для справки. Автомобиль ГАЗ 24-24:
ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела штатный кузов и видоизменённую ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч. Выпускалась с 1968 по 1985 год.
Для справки. Автомобиль ГАЗ 24-25:
ГАЗ-24-25 , «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2425, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела штатный кузов с улучшенной отделкой и видоизменённую ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч. Выпускалась с 1968 по 1985 год.
После Вокзальной магистрали автомобиля правительственного кортежа на хорошей скорости вышли на площадь Ленина и пошли по Красному проспекту влево. То есть в здание администрации Новосибирска или администрацию Новосибирской области они не поехали. Время было очень мало. Варианта куда отправились два - на завод НАПО им. В. Чкалова или на Обкомовские дачи. Варианты можно менять местами.
Причем интересная деталь, во время движения кортежа, Леонид Ильич находился в одном из автомобилей "Чайка" ... на переднем пассажирском сиденье. Давайте прокрутим тот документальный фильм и попробуем сделать стоп-кадр. Вот он:
На различных интернет форумах есть информация, что автомобили для кортежа доставляли автотранспортом из Москвы. Возможно что такая практика существовала (кстати, пошла эта традиция от американцев). Но не в этот раз. Автомобили предоставляли областные обкомы КПСС. Поэтому во всех городах этой командировки Леонида Ильича Брежнева были разные автомобили. В Новосибирске это ГАЗ-13 "Чайка", а во Владивостоке был уже ГАЗ-14.
Леонид Ильич едет в Пашино
Ну, вот и подошли к главному. Во время визита Новосибирск Леонид Ильич Брежнев посетил поселок Пашино, точнее поселок Гвардейский, он же в простонародье "Десятка". В поселке Гвардейском было совещание с ракетчиками. Гонка вооружений набирала новые обороты и нужно было делать корректировки на местах.
Есть две версии как двигался кортеж в Пашино. Точно известна точка, откуда они начали движение. Это Мочищенское шоссе. Затем стали двигаться по старой "Пашинской" дороге (сейчас там находится ТЦ "Нордмолл") мимо поселка Садовый.
Есть версия, что кортеж заворачивал в поселок Садовый, и даже проехал по улице Школьной. Но это все домыслы я считаю. Во-первых, цель визита советской правительственной делегации была "военка", но не как сельское хозяйство. Это могло случиться в первый визит Леонида Ильича Брежнева в Новосибирск, в 1972 году. Тогда он проводил как раз крупное региональное аграрное совещание.
Интересная деталь - год спустя в поселке Садовый по заказу Министерства сельского хозяйства СССР был снять просто потрясающий документальный фильм. Его премьера состоялась в 1980 году. Фильм назывался "Пашинскому совхозу - 50 лет". Тогда этот совхоз гремел по всему Советскому Союзу.
Почему кортеж не пошел через Краснояровское шоссе, там даже в советское время состояние дороги было приличное. Три причины, в то время работала нефтебаза "Красный Яр" и сам порт в этом поселке. Трасса была перегружена бензовозами и другими грузовыми автомобилями. Да могли бы все это движение перекрыть, но две другие причины повлияли не прокладывать маршрут кортежа здесь. Вы не представляете, какая была разбитая дорога после поворота с Краснояровского шоссе в Пашино. Там в советские времена был просто лунный пейзаж на дороге. Справа и слева были садовые общества с небольшими домами, которые были построены из подручных материалов. Некоторые сохранились до сих пор. Зрелище точно не как на Обкомовских дачах. И когда немного проезжаете, справа "Северное кладбище". Леонид Ильич и так себя плохо чувствовал, а тут такие намеки... Поэтому пошли через поселок Садовый.
Значит знаменитую стелу с шестеренкой Леонид Ильич видел. На остановке "Пошивочная" (там в советское время со времени постройки жилмассива было ателье по пошиву и ремонту одежды, вот поэтому и "Пошивочная") повернули налево и пошли на "десятку", она же поселок Гвардейский.
Есть фотографии с того визита к Пашинским ракетчикам:
Сейчас оригиналы эти фотографий размещены на двух интернет площадках, где торгуют предметами старины. За одну фотографию просят от 1200 до 1400 рублей.
После проведения совещания с Пашинскими ракетчиками кортеж с Леонидом Ильичом Брежневым вернулся в Новосибирск и вечером того же дня поезд с бронированным вагоном (который еще цел и стоит в одном железнодорожном тупике в Подмосковье) отправился дальше по Трансибу, в Красноярск.
А это тот самый бронированный вагон Леонида Ильича, который дожил до наших времен:
Как видите даже в пригородах Новосибирска много интересных историй и фактов! Поселки Пашино и Садовый яркий тому пример! Любите и живите историей, она дарит хорошие впечатления!
Всем кто дочитал до конца огромное спасибо! И наверное, хотите увидеть ту самую фразу, которая дает надежду на продолжение? Ну, фразу будет!
Продолжение следует!
Продолжение подобных материалов будут в рубриках на канале "Новосибирский Журнал" - "Хроники Богдашки", "История Новосибирска", "Фото Детектив" и "Страна Бухих". Всем спасибо за внимание!
Анонс по поселку Пашино: готовится материал "Гражданин Мышкин и его озеро". Скоро на канале.
- Другие материалы этой тематики на канале "Новосибирский Журнал":
- Снесен и забыт. История главного памятника Первомайского сквера Новосибирска Материал о малоизвестном памятнике в Первомайском сквере 1949-1959 годы.
- Чем не понравился Новосибирск Никите Сергеевичу Хрущеву в 1956 году Статья о визите Никиты Сергеевича Хрущева в 1956 году.
Цикл "Хроники Богдашки"
- История Новосибирска. Клуб "Постройком" и народный футбольный стадион Малоизвестная история микрорайона улиц Учительская - Новая Заря и первом футбольном стадионе на Богдашке
- Шикарный пляж, моряки Тихоокеанского флота и яхты в пригороде Новосибирска (50—60-е годы) Малоизвестная страница из истории поселка Пашино
- Пять минут в СССР. 22 апреля 1968 года Этот снимок был сделан на улице Богдана Хмельницкого фотографом заводской газеты. Случилось так что в кадр попали почти все значимые элементы жизни того времени.
- История Новосибирска. Как благодаря Новосибирску в СССР появились детские изостудии Материал посвящается Гнусину Михаилу Павловичу и как благодаря этому человеку в СССР появились детские изостудии.
- История Новосибирска. Дамба районного масштаба Страница истории одной улицы. Улицы Олеко Дундича - Учительская.
- История Новосибирска. Путешествие гурмана вокруг света за три рубля в гастрономе № 3 Материал о магазине на остановке улица 25 лет Октября.
- История Новосибирска. Как Кулацкий поселок получил свое название Как появился Кулацкий поселок в Калининском районе Новосибирска и почему он так называется.
- История Новосибирска. Озеро Мертвое и исчезнувшая деревня Качимовка История радиоактивного озера и исчезнувшей деревни в пригороде Новосибирска.
- Фонтаны Богдашки и тайна одного из них, о которой мало кто знает... Малоизвестные факты о фонтанах на улице Богдана Хмельницкого.
- Почему Новосибирск не стал российским Детройтом Как благодаря Новосибирску появился Минский автомобильный завод и почему Новосибирск мог совсем другим городом.
Теги: #ссср #брежнев #леонид ильич брежнев #транссибирская магистраль #советский союз #новосибирск #новосибирская область #СОВЕТСКИЙ СОЮЗ #ИСТОРИЯ #ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ