Найти тему
Белая Кошка

Хозяиян - барин. Или почему в стране нехватка учителей.

Оглавление

Я уже не раз говорила, что работаю в образовании не первый год (и каждый год надеюсь что последний). Из-за переезда мне пришлось сменить несколько мест работы. Таким образом я примерила на себя и дошкольное, и дополнительное образование. Так же немного поработала с детьми инвалидами. И везде, ну просто везде наблюдалась высокая текучесть и нехватка кадров!

Просто смотришь и диву даёшься: стране не хватает педагогов!

За чем же дело стало? Ведь можно открыть ВУЗы, обучить...

Вот только ВУЗы никто и не закрывал, их хватает. И они исправно, каждый год выпускают внушительное количество дипломированных специалистов, среди которых немало и краснодипломников.

А тем временем нехватка педагогов только увеличивается...

Куда же исчезают эти специалисты?

Взять хоть моих бывших одногруппников:

  1. треть девчонок удачно вышли замуж и занимаются домом и детьми
  2. кто-то "ушёл в бизнес" (таких единицы, справляются с переменным успехом)
  3. кто-то занимается продажами в различных сферах.
  4. несколько человек работают по специальности, но в частной сфере.
  5. совсем уж исключительные случаи, когда человек работает в школе... Постоянно меняя эти школы.

Но почему такое происходит?

Разочаровались в профессии?

Допускаю, что бывает и такое. Но как по мне так вряд ли. Скорее разочаровались в зарплате.

Я ещё не встречала ни одного полицейского/военного/предпринимателя который говорит: "Получаю я конечно, прожиточный минимум, но работа так нравится, что уйти никак не могу!".

Зато я знаю многих людей, которые говорят: "Работа отстой, все нервы вымотаны, но платят хорошо, поэтому терплю...".

Разочарование в профессии - это либо подростковые капризы, либо очень жесткое выгорание (а это уже совсем другая история).

Взрослый человек понимает, что работает - за деньги. Поэтому способен терпеть мелкие проблемы, приспосабливаться к своей работе и искать решения. Взрослый человек и не ожидает от работы вечного праздника - для этого есть друзья и хобби. Взрослый человек ожидает от работы - ДЕНЕГ. И вот с ними в образовании беда.

Но, как же так? Ведь из каждого утюга нам сейчас кричат, что у педагогов "достойная" зарплата? а если посмотреть среднюю, то вроде бы вполне терпимая цифра? Есть возможность дополнительного заработка на своем рабочем месте, есть стимулирующие выплаты... Старайся, и заработаешь! А если мало получаешь - значит ты просто ленивая жо... и никчемная личность!

Так ли это?

Давайте разберем по порядку.

Дополнительная работа.

Для тех, кто не знает, ставка учителя 18 часов в неделю. Да. 18. Изначально предполагалось, что учителю этого достаточно.

При шестидневке это всего 3 часа в день! Представляете?!

Придумали это очень умные люди, которые понимали, что три часа в день - это только академические занятия. А по факту учителю придется:

  • готовиться к занятиям, не просто читать по книжке следующий параграф, а продумывать план работы урока, придумывать способы подачи материала под конкретный класс с его особенностями, подбирать лирические отступления, шутки, цитаты и мелкие задания, чтобы заинтересовать учеников и не дать им заскучать. Вот что значит готовиться к уроку.
  • ежедневно помимо занятий уделять внимание всем недолюбленным проблемным детям, быть внимательным: кто в каком настроении? Нет ли скрытых конфликтов? А может кто-то ходит невыспавшимся или битым? может нужно обратить на кого-то внимание? А может кто-то столкнулся с первым подростковым кризисом и подумывает о суициде? Вон Машенька сегодня игнорирует учителя и смотрит в стену. Это на неё не похоже! Надо найти время и получше присмотреться к Машеньке, вероятно, остаться и поговорить с ней. Представляете, воспитательная функция предполагает наличие спокойных нервов и отдохнувшего мозга!
  • проверка домашних заданий, контрольных и проверочных работ. Дети учителей знают, как мама таскала домой тетради. Идут домой вместе - тетенька-работница из столовой и учительница русского. Каждая тащит тяжелую сумку. Сумки одинаковые, а несут они - разное.
  • заниматься внеурочной деятельностью. Я не про оплачиваемые кружки. Я про бесплатные инициативы: "Ребята, а не сходить ли нам в поход\музей\театр?", "Петя, останься после урока, я с тобой дополнительно позанимаюсь", "Что это вы собрались гурьбой за школой? Почему Витя в разорванной куртке? А ну-ка пойдёмте в класс, разберёмся!"

Всё это раньше учитывалось в работе учителя.

Учитывалось, да, что человек будет работать по призванию, неравнодушный. И не надо его нагружать "официальной" работой, ибо у него не хватит ни времени, ни сил на неофициальную, которая не менее важна! И оплата была такая, что не надо было её прикрывать словом "достойная"!. Её просто хватало. Хватало на еду и проживание в целом. Хватало даже чтобы в одиночку растить ребёнка или двух. Без излишеств, но хватало.

Теперь Заработную плату урезали до МРОТ. Я серьезно. Учитель получает наравне с уборщицей или вахтером.

Если не доволен такой ситуацией - бери вторую работу (ещё одну ставку) в своей же школе. И работай не по 18 часов в неделю, а по 36!

А как же теперь всё, что помимо академических часов? А это теперь как придётся! Менее качественная подготовка к урокам, под копирку для всей параллели. Никакого лишнего внимания. Никакой внеурочки - со своими бы детьми найти время пообщаться!

Бежит этот замученный учитель вечером домой и видит, как его ученики, кажется, травят своего одноклассника. "Сами разберутся, мне наверное показалось..." - устало думает педагог и бежит дальше.

Всё просто - выигрывая количество - теряем качество.

"Ах ты такой-сякой!" - кричат родители и чиновники, - "а мы заставим, заставим тебя работать качественно!" И заставляют. Но как проверить? Как проверить, любят ли дети предмет, считают ли они учителя другом? Успешен ли он как классный руководитель? А всё просто - пусть учитель пишет отчеты. Штук по сто в день! Чтобы за всё-за всё отчитался!!!!

Можно ли с эти справиться? Конечно можно! Если на уроках поменьше времени уделять детям, побольше отчётам!

Вопрос в студию: Повышается ли при этом качество? Ответы писать в комментариях.

Идём дальше.

Стимулирующие выплаты.

Идея такая: есть у педагога зарплата. Которую он получает ежемесячно. А есть стимулирующие выплаты, за которые нужно постараться. Провёл внеурочное занятие, разработал новую методику - получи фашист гранату дополнительную денежку. Ну, хорошо же придумано?

Хорошо, да не очень.

Эта система напоминает мне злого волшебника, который вроде бы и исполняет желания, но исполняет их так, что человек уже горько жалеет о том, что смел чего-то хотеть.

Для наглядности расскажу мини-сказку:

Жила была одна женщина, и было у неё десять дочек. Раз в неделю женщина покупала 70 конфет и раздавала дочкам. Каждой по семь, на каждый день недели. Получается, каждая девочка в день съедала по одной конфете. Но девочки хотели есть больше конфет, как другие дети из других семей. Пришли они к маме и стали просить, чтобы она давала им конфет больше. И тогда мама придумала вот какую штуку: она так же продолжала покупать по 70 конфет, но отдавала девочкам только 30. По три штуки каждой. Ещё 40 конфет оставалось у мамы. И она сказала что отдаст их как награду за хорошие дела, по одной за каждое дело. Старшая сестра быстро смекнула как быть, и начала стараться изо всех сил - она прибирала дом, ходила за покупками, помогала бабушке и получала отличные оценки! Остальные сёстры продолжали жить своей обычной детской жизнью. В конце недели все 40 конфет получила старшая! Ох, как она была рада! Ох как расстроились остальные сёстры! А мама поучительно сказала: старайтесь, и вы тоже получите конфеты, как ваша старшая сестра! И на следующей неделе остальные девочки тоже начали стараться - они усердно учились, каждый день прибирали дом и во всём помогали маме! Все, кроме младшей. Младшая сестра была ленивая, но очень хитрая девочка. Она не тратила свои силы на уборку и учёбу. Она каждый день обнимала маму и говорила: "Мамочка, ты такая красивая, такая хорошая, такая умная! Ты так здорово всё придумала!" А ещё девочка ябедничала на сестёр - кто-то убирался и рассыпал чистящий порошок (а он денег стоит!), кто-то мыл посуду и разбил тарелку, кто-то уронил тяжелую сумку с покупками... И вот, в конце недели, мама сказала: "Вы дочери старались, но старались недостаточно! поэтому каждая из вас получит по 2 конфеты, а младшая - 22. Она изо всех сил следила за вами, она их заработала." Расстроились девочки, но деваться им некуда... Так в той семье и повелось с тех пор - кто-то повторяет за младшей - льстит матери, да пакостит другим. А кто-то за старшей - старается изо всех сил и недоумевает: почему жить стало гораздо труднее, работать нужно больше, а даже семь конфет свои в неделю получить не выходит? И теперь в той семье полный раздрай. Все друг друга подозревают, ненавидят и ждут подвоха...

Эта сказка наглядно показывает откуда взялся фонд стимулирующих выплат. И да, учитель действительно может получить больше среднего. Считается, что эти выплаты стимулируют работать усердно. И кого-то они реально стимулируют. Но распределяет выплаты всё равно начальник (и не надо мне рассказывать о непредвзятой комиссии, плавали, знаем...). По факту получается что директор с барского плеча решает, кому дать денежку, кому не дать.

Я работаю уже в пятой образовательной организации и везде одна и та же картина: вокруг директора всегда есть кучка приближенных, которые не очень эффективно работают, зато эффективно лижут ж... создают видимость деятельности.

Эти люди, все без исключения, не афишируют сколько им платят денег, хотя вслух жалуются, что мало. Однако спокойно могут себе позволить и автомобили и отдых за границей (с учительской зарплатой, да! вот молодцы-то какие, работяжки!).

Сейчас я живу в маленьком городе, где всё прозрачно. Методистка одного детского сада купила себе новый джип. Все знают где работает её муж (не платят там столько, ну не платят!), все знают что её родители на пенсии и никакого дополнительного дохода у семьи нет. Кредит? Наверняка. Но ведь и его нужно платить! А чем, если зарплата - МРОТ?!

Кстати, о МРОТ. Всё очень весело. У нас МРОТ составляет 16 тыс. Рублей, да, не долларов. Это значит, что если по окладу и надбавкам выходит 9, то человек всё равно будет получать 16. Хорошая идея. Вроде бы.

Но есть одно "но". Если педагог делает дополнительную работу, за которую работодатель платит ещё 3 тыс, это не значит, что сотрудник получит 16+3. Это значит ему посчитают зарплату по формуле: 9+3=12... 12 мало, добавим еще 4 до МРОТ... И сотрудник получает всё те же 16! По документам он получил деньги за дополнительную работу! А по факту - он просто бесплатно поработал!

Почему в стране нехватка учителей? Ну даже не знаю... Дураки наверное, не понимают своего счастья...

Хештеги в конце: #учитель #Школа #образование #работа #вакансии #зарплата #педагоги #смена профессии #МРОТ #стимулирующие выплаты