Найти тему
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой, 1915/ №28 - миноносцы и ПЛ

Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Преследуем две цели: первая- уточнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям.

1915 год

Май

29 - Миноносец-тральщик Т51 - подорвался на мине русского минного заградителя "Амур" и затонул в Балтийском море в 70 милях северо-северо-восточнее г.Кольберга (Германия) (погибло 20 человек). Место гибели 55°03'N, 16°12'O.

Миноносец, переоборудованный в тральщик
Миноносец, переоборудованный в тральщик

Введен в строй под обозначением S-51, в ноябре 1910 года переименован в Т51 и переоборудован в тральщик.

Место гибели тральщика (миноносца)
Место гибели тральщика (миноносца)

Для справки: По данным русского флота постановка минного заграждения (240 мин) осуществлено 19 ноября 1914 года минзагом «Амур». Заграждение ставилось на путях германского флота между о.Борнгольм и банкой Штольпе. Минзаг прикрывали КР «Рюрик», «Олег», «Богатырь» и английские ПЛ «Е-1» и «Е-9».

Однотипный миноносец S-56
Однотипный миноносец S-56
Для справки: Относился к типу S-43-S-65. Построено 23 единицы, на верфи Шихау. Заложен в 1889 году, вошел в состав флота 30 октября 1889 года. Водоизмещение: 152 т (в полном грузу) / проектное - 127 т. Размерения: 44,2х5х2,7 м. Механизмы: одна трехцилиндровая, тройного расширения паровая машина, один локомотивный котел, мощность 1571 л.с. В период с 1909 по 1910 годы установлен один военно-морской котел. Скорость - 21,5 узла. Дальность плавания -2160 миль (10), 650 миль (17). Запас топлива - 30 т угля.
Вооружение: 1-37-мм револьверное орудие, 3-350-мм ТА. С 1893 года установлено 1-50-мм орудие. Экипаж - 16 человек (в т.ч. 1 офицер).

Июнь

5 - Угольщик флота "Дора Хуго Стиннес XII" (3000 т)потоплен в Балтийском море между о.Готланд и г.Виндавой британской подводной лодкой Е-9.

Пароход "Дора Хуго Стиннес XII"
Пароход "Дора Хуго Стиннес XII"

Для справки: Транспорт был обнаружен подводной лодкой, когда перегружал уголь на немецкие корабля - около него находились легкий крейсер ("Тетис") и 4 эсминца. Два миноносца стояли у борта транспорта и грузили уголь. В 17.30, когда миноносцы, окончив погрузку, начали отходить от транспорта, а крейсер направился к нему, ПЛ атаковала крейсер "Тетис", выпустив в него торпеду из левого бортового аппарата, и группу стоящих у транспорта миноносцев, выпустив в них две торпеды из носовых аппаратов. Выпущенная в "Тетис" торпеда прошла у него близко за кормой. Две другие торпеды попали: одна в корму транспорта "Дора Гуго Стиннес XII", другая - в нос отходившего от него миноносца "S-148". Крейсер и миноносцы открыли энергичный огонь из пушек по месту выстрела торпед. Транспорт через 1,5 часа затонул, а "S-148" погрузился носовой частью до мостика и с большим трудом на буксире "S-149" под конвоем "Тетиса" смог дойти до базы.

Британская подводная лодка Е-9, потопившая транспорт
Британская подводная лодка Е-9, потопившая транспорт
Место гибели угольщика
Место гибели угольщика

23 - Подводная лодка U40 потоплена в Северном море в 130 милях на восток-северо-восток от г.Эбердина (Англия) британской подводной лодкой С-24 (погибло 29 человек). Место гибели 56°35'N, 01°02'E.

-8

Для справки: принадлежала к типу U31. Водоизмещение -685/878т, размерения: 64,7 х 6,32 х 3,56 м; глубина погружения - 50 м. Мощность ЭУ: дизели-2х925 л.с./электромотор 2х600 л.с.; скорость - 16,4/9,7. Дальность плавания -8790/80 миль. Вооружение - 4-500-мм ТА, пулемет. Экипаж - 35 человек

Британская подводная лодка типа С - именно такая потопила U40
Британская подводная лодка типа С - именно такая потопила U40
Подводная лодка U-40, по данным Гайера U-40, получила попадание торпеды с английской подводной лодки С-24 находившейся на буксире траулера "Таранаке". Гайер отмечает, что это был "новый прием англичан", который заключался в том, что при приближении вражеской субмарины (судя по всему в надводной положении) траулер отдавал буксир "своей подводной лодки, которая получив свободу маневрирования, оставалась под водой вблизи траулера. После этого траулер в ответ на предупредительный выстрел вражеской ПЛ прикидывался беззащитным и, для видимости, тотчас же спускал шлюпку с командой. Подводная лодrа противника, не предвидя опасности, приближалась к траулеру и становилась жертвой неприятельской лодки. Опытные командиры подводных лодок топили такие рыболовные суда после оставления их командой артиллерийским огнем с большой дистанции не останавливаясь и зигзагируя. Командир U-40 вышел в свой первый боевой поход и мог не учесть всех хитростей противника.
Место гибели подводной лодки
Место гибели подводной лодки

26 - Вспомогательный тральщик (рыболовный пароход) "Бунте-Ку" подорвался на мине и затонул в Балтийском море у г.Виндавы (погиб 1 человек).

Место гибели тральщика
Место гибели тральщика

Для справки: Постановка минного заграждения из 160 мин на подходах германского флота к Виндаве (в районе маяка Бакгофен) осуществлена в ночь на 20 июня 1915 года полудивизионом особого назначения в составе ЭМ «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Пограничник» и «Финн». Операцию прикрывала подводная лодка "Крокодил".

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Трубицын, С.Б. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.). - СПб.: БКМ, 2000.- 112 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою, 1914-1918 гг. - М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. - 432 стр.; Фирле, Р. Война на Балтийском море / Р. Фирле ; перевод с нем.П. В. Гельмерсен и А. В. Тимонова ; под ред. флагмана 2-го ранга Ю. Ралль [2-е изд.]. - Москва : Гос.военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937.-300 с.; ибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну. 1914-1918/ А.Гайер.- Спб.:Цитадель,1998. - 104 с.