Начало: Профессор Индус Тагиров о Михаиле Горбачеве и распаде СССР
Поражение этого заговора (ГКЧП) – это одновременно и поражение самого Горбачева. Между тем еще Чингизхан говорил: «Боишься – не делай, делаешь – не бойся». Сказав «А», не бойся сказать «Б».
Ленин к концу своей жизни все более и более приближался к идее конфедерации, тогда как Сталин добивался автономизации республик. Отпусти Ленину история 10-15 лет жизни, возможно, страна стала бы конфедерацией, и не было бы ее столь стремительного распада. А политика Сталина, продолженная его последователями, привела, к моменту прихода Горбачева к власти, к краху созданного по его идее государства. Это был закономерный исход начатой им политики.
Горбачеву досталась тяжелая доля. Он, как мог, делал все для того, чтобы перестроить это насквозь прогнившее государство. Если это не удалось, это не его вина, а беда. И не только его.
В Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписывают протокол о роспуске СССР. Прав один из подписантов – лидер Белоруссии Станислав Шушкевич, утверждая, что они своими подписями лишь подтвердили распад СССР. Его уже не было. Из него уходили прибалтийские республики, Украина, Грузия, Азербайджан.
В Грузии и Азербайджане стремление к выходу из СССР происходило с кровопролитием и большими человеческими жертвами, и было подавлено силами регулярной армии. Поэтому обвинить лидеров трех славянских республик можно было только в том, что они ускорили неизбежный процесс распада Советской империи.
Одна ошибка влечет за собой другие ошибки. Ошибка Горбачева в том, что слишком поздно он пришел к идее конфедерации, когда уже потерял бразды правления страной. Хотя в начале перестройки с переходом к конфедеративным отношениям можно было бы если не остановить, то хотя бы приостановить распад. В истории опаздывать нельзя.
Ошибки могут быть у каждого. Не ошибаются те, кто ничего не делает. Горбачев же сделал очень много. Он был в беспрерывном движении…. По его инициативе пала берлинская стена, вместо двух Германий появилось единое государство немецкого народа. Он открыл возможности для расширенного взаимодействия с западными странами, в том числе и с США.
О нем написано много, будут писать и в последующем. И, несомненно, что история даст ему достойную оценку.
Подробнее см. Тагиров И.Р. По стопам истории: сборник статей/ И.Р. Тагиров. – Казань, 2021. – 308 с.