Совсем недавно в Москве открылась уникальная выставка работ Михаила Врубеля. В историческом здании Третьяковской галереи, на 3 этажах, вы сможете посмотреть более 300 картин из 14 музеев России и зарубежья. Крупнейший показ произведений великого художника за последние 65 лет. Такого вы ещё не видели!
Это нетрадиционная выставка. Каждое поколение воспринимает Врубеля по-своему, и поэтому кураторы этой выставки решили сделать экспозицию-квест. Картины представлены не в хронологической последовательности, пространство выстроено через главные образы, «демоны» и мышление художника.
Можно ли считать Врубеля одним из художников плеяды мастеров эпохи модерна или же он художник будущего?
Человек с необычной и достаточно трагичной судьбой.
Фамилия художника происходит от польского слово wróbel, воробей. У него польские корни, но к моменту рождения Врубеля уже три поколения предков жили в России. Мать умерла, когда ему было всего три года. Растила его мачеха, серьёзная пианистка, которая привила ему любовь к искусству. Отец его был военным. Молодость Врубеля прошла в бесконечных переездах.
Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель, подчинившись воле отца, поступает на юридический факультет Петербургского университета. Уже в эти годы Врубель увлекается рисованием, подражая образам и стилистике журнальной репродукционной гравюры. Отсюда родится любовь к иллюстрации популярных литературных произведений. (Лермонтов- Демон, Пушкин- Моцарт и Сальери).
Талант и призвание взяли своё, и после окончания университета Врубель поступает в Петербургскую академию художеств в класс Павла Петровича Чистякова. Репин называл Чистякова «всеобщий учитель», так как он сам у него учился, так же как и В. Суриков, В. Паленов, В. Серов, В. Васнецов.
Врубель был очень эксцентричной фигурой. Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля, художник совершенно закрасил нос зелёным цветом и прошёлся так по городу. Доказывал, что это красиво и в будущем будет модно для мужчин, дамы ведь красятся?!
Художник состоял из парадоксов. Легкомысленное богемное существование сочеталось с серьезным отношением к ремеслу. Серьезность мастерства и ревнивое отношению к тому, что выходит из-под его руки, сочетались с легкомысленным отношением к судьбе готовых произведений. Для Врубеля законченное произведение уже не имело цены, он мог уничтожить или переделать уже готовую работу.
В жизни Врубеля не было ничего случайного. Первые профессиональные творческие шаги художник сделал там, где потом закончит свой жизненный путь. Церковь Софии Киевской, где он помогал реставрировать фрески, находилась на территории клиники для душевно больных.
А если бы не переезд в студию Коровина, Врубель не остался бы в Москве и не познакомился бы с Мамонтовым, который на протяжение 10 лет был его покровителем.
Врубель страстно влюблялся и делал всё, чтобы привлечь внимание своего объекта увлечения. Так было с женой Адриана Прахова, Эмилией Львовной Праховой. Она была намного старше молодого художника, у неё было трое детей, и, наконец, она была женой его учителя. Чтобы сохранить честь жены, оградить её от пересудов, Прахов отправляет Врубеля в Италию, изучать тонкости иконописи. Там же Михаил знакомится с Менделеевым.
Эмилия осталась лишь музой для Врубеля. Трагическая любовь сменилась богемной жизнью. Любовью же всей жизни художника стала Надежда Ивановна Забела, знаменитая в те годы оперная певица.
Как же они познакомились? Врубель заменял Коровина в работе над декорациями для оперы Гензель и Грета, когда случайно услышал необыкновенный голос, не видя кому принадлежит этот голос, он уже знал, что исполнительница будет его женой. Но Надежда Ивановна поставила ему условие - он должен был нарисовать её лучший портрет. Мастер нарисовал тогда целых три. Два из них вы сможете увидеть на выставке. Свадьба их прошла в Швейцарии, в Люцерне.
Он написал больше 30 портретов Забелы: реальные, фантастические, театральные. Художник, можно сказать, был её “image maker”, так как помимо портретов рисовал и эскизы её нарядов. Она была его музой и вдохновительницей.
Маяковский писал: «Кажется, что всю жизнь Врубель писал одну и туже женщину с огромными глазами и узким лицом.»
Врубеля, наверное, можно сравнить с Ван Гогом. Два мастера своего дела, которых стремление к идеалу свело с ума. Врубель был психически нездоров, но и психиатры ценили его талант, собирали коллекции его работ. На выставке представлена первая масштабная экспозиция произведений, созданных во время пребывания в лечебнице.
Врубель обожал творчество Лермонтова и даже считал себя последователем поэта в искусстве. Он рисует иллюстрации к Лермонтовской поэме «Демон», и тут начинается его судьбоносная история с этим персонажем.
Художник был практически одержим образом Демона. Демон для художника не чёрт и не дьявол- это душа, соединяющая в себе образ мужской и женский.
Сюрпризом для зрителей выставки станет встреча трёх Демонов: Сидящий, Летящий и Поверженный.
Первым был написан «Демон сидящий», в работе наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Интересно, что в детстве одним из увлечений Врубеля было именно выращивание кристаллов.
В период написания «Демона сидящего» художник работал в доме Мамонтовых, принимал заказы меценатов на роспись особняков. У него в распоряжении были театр и керамическая мастерская. Он жил как бы в обстановке Ренессанса, как артисты в эпоху Медичи. Недаром Мамонтова называли «московским Медичи».
Прошло 10 лет, и Врубель вновь возвратился к лермонтовскому Демону. Он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный». «Демон летящий» остаётся незавершенным.
История с картиной «Демон поверженный» оставила большой отпечаток в жизни художника. Тот случай, когда не художник владел произведением, а картина владела жизнью художника.
Врубель писал эту работу в небольшом мастерской, равной длине полотна. Одна лампа была направлена на картину. Художник насытил блестящими порошками краски, и вся картина переливалась и искрилась. Но когда она была перенесена на выставку, магия цвета исчезла. Все думали, что это произошло из-за добавления порошка в краски, и они потускнели, но дело было в освещении.
Пытаясь переписать произведение, Врубель буквально гонялся за ним по выставкам в Москве и Санкт Петербурге. Это можно назвать первой художественной акцией.
Лермонтов тоже до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось 9 редакций.
Картина издевалась над художником, а дальше - диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов», - пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.
Эта картина разбила его творчество на «до и после» (19 и 20 век).
После болезни Врубель медленно восстанавливался, уже были видны заметные улучшения, но смерть единственного сына вгоняет художника опять в болезнь. В недолгие часы просветления он продолжает создавать настоящие шедевры.
Слава пришла к Михаилу Врубелю, когда он был уже тяжело болен. В 1905 году ему присвоили почётное звание академика, а в 1906 году на выставке в Париже творчеству живописца отвели целый зал.
Для нынешней выставки собран уникальный каталог. Поверьте, через несколько лет за ним будут охотиться. Это наиболее полное собрание работ Врубеля, включая произведения, которые на выставке не представлены.
Выставка готовилась на протяжение 3х лет, была проведена колоссальная работа. Это одно из важнейших событий года в области искусства.
У меня есть свой «Маленький демон» его написала необыкновенный художник Татьяна Стрельбицкая. Мы с ней познакомились в 2015 году, когда мне было всего 20 лет. Тогда только-только начала существовать Омельченко Галлери, а Артпатруля ещё не было. Увидев меня, она сказала: «Ты маленький Демон, я хочу написать твой портрет». 6 лет мы не могли осуществить это задумку и вот в этом году наконец-то картина была создана. 6 часов я позировал, может это магическая цифра этой картины? В этой картине я вижу себя младше, себя двадцатилетнего. Так что теперь в моей коллекции есть и свой собственный «Демон».