Найти в Дзене
ProДетки

Зависит ли развитие речи от пола ребенка?

Оглавление
Фото: www.pexels.com
Фото: www.pexels.com

Что такое «пол»? Что такое «гендер»?

Эти понятия впервые разграничил Р. Столлер в 1968 году и указал, что пол - это биологический статус личности, а гендер - социально-психологический. То есть пол - это заданный от рождения статус, а гендер - приобретаемый, строящийся на социально-культурных, психологических и других средствах.

Отличия развития речи у мальчиков и девочек

Речь детей появляется также по специфическим гендерным особенностям, но и для тех, и для других главным условием является своевременное овладение данной психической функцией.

Действительно, по статистике у мальчиков речь развивается позже и медленнее, чем у девочек. Но это не следует считать правилом, нормой или законом, так как на развитие речи, как и в целом организма, влияют разные факторы. Всё же давайте разберемся, почему мальчики начинают говорить позже.

Во-первых, необходимо сказать о физиологии. У мальчиков и правое полушарие, отвечающее за интеллект и речь, и левое, отвечающее за пространственное мышление, развиты очень хорошо. Но нервные волокна, соединяющие эти полушария, у мальчиков тонкие, что дает худшую передачу информации, чем у девочек. Проще говоря, мальчики знают много, но им сложно эту информацию превратить в речь.

Во-вторых, это природная цель. У девочек и мальчиков разные задачи в течение жизни: грубо говоря, если для первых это вынашивание, рождение потомства, накопление опыта, а потом его передача из поколения в поколение, что говорит об обмене информацией, а следовательно, и о более быстром развитии речи, то у вторых - освоение территории, новых технологий, добыча пищи и других важных ресурсов, что говорит о менее востребованной роли речи в их жизни. Но все это, конечно, относительно!

Давайте кратко сравним развитие малышей обоих полов, чтобы увидеть сходства и различия.

Таблица сравнения речевых навыков у мальчиков и девочек
Таблица сравнения речевых навыков у мальчиков и девочек

Еще совсем чуть-чуть о полушариях…

В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое.

Что говорят ученые?

М.Ю. Ушакова утверждает, что девочки овладевают навыком чтения раньше, чем мальчики. Но следует понимать, что к 5-6 годам указанные различия исчезают.

Также отметим, что у девочек более развиты способности к артикуляции и подражанию. Так, они меньше допускают ошибок во время чтения. Помимо этого, у них лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков отмечаются больше математические и зрительно-пространственные способности, связанные с пониманием пространственных соотношений.

Ученые говорят, что у разнополых детей наблюдаются различия и в понимании речи: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики четкую, краткую, сдержанную. Для девочек на первое место становятся чувства и эмоции. С мальчиками рекомендуется выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

Таким образом, у мальчиков и девочек разные гендерные схемы речевого развития. Это, в свою очередь, обусловливает значимые различия в стилях общения: мальчики – активны, напористы, инициативны; девочки – послушны, уступчивы, разговорчивы. А для того, чтобы попытаться уравновесить чувственную и сдержанную стороны речи, следует периодически взаимодополнять высказывания детей: эмоциональную опору для мальчиков, логическую - для девочек.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду благодарна за лайк, репост, подписку на канал - ProДетки. Именно тут Вы сможете увидеть новые публикации!

Читайте также:

Что понимается под «автономной» детской речью?

«Кризис детского сада», или как помочь ребенку адаптироваться к новому месту?

7 советов создания благоприятных условий для развития детской речи