Это очередная статья дискуссионного характера, в которой будут открыты комментарии. Потому что автор по-любому в чём-то неправ и местами может быть ангажирован в чью-то пользу. Если не согласны, пишите в комментариях. А если согласны, тоже пишите.
Итак, подводные лодки иногда вынуждены проламывать лёд, чтобы всплыть. И нужно признать, что это им на пользу не идёт. Поверхность у них мягкая, подводная лодка - это не ледокол, от чего и проминается. Однако экипажу подлодки не всегда удаётся найти полынью посреди льда или же проталины. И тогда приходится проламывать лёд в самом тонком его месте.
Однако бывают случаи, когда всплытие подводной лодки сквозь толстый слой льда - это вопрос престижа на мировой арене. Удобно это тем, что проломившую лёд подводную лодку можно показать всему миру, а то, как лёд вломил ей в ответ, не показывать.
Но прежде чем ответить на вопрос - чьи же подводные лодки лучше проламывают лёд: американские или советские - нужно в деталях описать сам процесс этого всплытия субмарины через толстый слой льда.
Итак, приступим. Зрелище это увлекательное. И всё начинается с того, что посреди заснеженной глади появляется выступающая верхняя часть субмарины. Её называют надстройкой или рубкой. Именно она принимает на себя первичную нагрузку сопротивляющегося льда. Причём лодка не наносит удар по слою льда, а сначала упирается в него, и только потом начинает продувать балласты и всплывать.
Как можно видеть, продувка балластных ёмкостей приводит к дальнейшему всплытию, и надстройка всё больше возвышается над снежной гладью.
Теперь приходит очередь носовой части проламывать лёд. Для этого продувают носовые балласты. И мы видим, как лёд не выдерживает такого давления снизу, и носовая часть подлодки формирует огромный холм из поломанного льда.
На третьем этапе продуваются хвостовые балласты, и появляется хвост субмарины. Когда нос подлодки выныривает, то это порождает волны, они частично разламывают лёд, делают его мене прочным, и поэтому когда хвост всплывает, вероятность погнуть гребной винт снижается. Именно поэтому сначала лёд проламывается носом, и только потом всплывает хвостовая часть.
Итак, подлодка проломила лёд и всплыла, перешла в установившееся горизонтальное положение, раскачивание прекратилось. Далее экипаж выходит на связь с командованием и приступает к осмотру повреждений. Для этого субмарину нужно очистить от снега полностью. И если вам скажут, что подлодки всплывают сквозь лёд без повреждений, не верьте им. Последствия есть всегда. Вопрос в том, насколько они серьёзные, и можно ли с такими вмятинами погружаться, и на какую глубину.
Экипаж выходит через люк в надстройке, и именно с неё начинается расчистка подлодки ото льда. Уже сейчас визуально можно оценить толщину льда. Он около полуметра, и такая толщина обычно не является для субмарин критичной. Последствия такого контакта минимальны, а повреждения носят косметический характер. Другое дело, что нам их не покажут, потому что это военная тайна.
На следующем этапе идёт расчистка другого люка в подводной лодке, который не на рубке. Здесь важно соблюдать принцип - один долбит лёд, а пятеро смотрят. Где же пятый, спросите вы? А вон он, из рубки выглядывает.
После того, как толщина льда оценена, можно браться за бензопилу и резать лёд на кубики. Сразу работать цепной пилой нельзя, потому что не зная толщины льда, вы можете поцарапать вращающейся цепью подлодку стоимостью около ста миллиардов рублей.
И вот когда отверстие вырезано, можно открыть люк и продолжать очищать лодку для визуального осмотра. На это уходит много часов времени, и занимается этим вся команда. Однако не все повреждения видны с поверхности. Для оценки ущерба снаряжается команда аквалангистов для погружения и визуального осмотра той части лодки, которая погружена в воду.
А вот что касается ответа на вопрос, вынесенного в заголовок статьи, то по части проламывания льда советские подлодки уверенно лидируют. Так самой первой, проломившей лёд, была К-33 проекта 658, и было это в декабре 1961 года. Тогда ей пришлось непросто, она 8 раз пыталась проломить лёд толщиной 40 см, и в итоге ей это удалось.
А вот рекорд принадлежит другой советской подлодке ТК-20 "Северсталь", которая принадлежала проекту 941 "Акула". В августе 1995 года на Северном полюсе она производила всплытие и пробила лёд толщиной в 250 см.
Вы только посмотрите на это фото из советской хроники: подводная лодка пробила лёд толщиной 2,5 метра!
Разумеется, без повреждений не обошлось, но они были устранимые.
А вот что касается американцев, то их подводная лодка USS Charlotte (SSN-766) 29 ноября 2005 года умудрилась пробить арктический лёд толщиной 155 см. Тоже много, и тоже не обошлось без повреждений.
Но рекорд есть рекорд. И превосходство почти в метр принадлежит именно советской подводной лодке.