Существует мнение, что мозги в зрелом возрасте начинают "работать со скрипом". Что после 40 и память и скорость мышления снижаются. А после 50 - уже все, "тук-тук, сиди я сам открою..". Так ли это? И на чем основаны подобные суждения.
"Ой, да ЧО тебе объяснять, дед!" - часто слышат возрастные родственники от молодых. "Все равно не поймешь ничего. Да и не запомнишь!".
Согласно исследованиям, скорость и качество мышления зависят от физиологических процессов, протекающих в мозге. Выражаясь простым языком, пока мозг легкий, его миелиновая оболочка тонкая, все импульсы проходят быстрее, соответственно, и скорость мышления высокая. С возрастом, в среднем, с 35 лет, толщина миелиновой оболочки волокон мозга увеличивается, скорость мышления постепенно снижается. Но, опять же, как говорят ученые, через утолщенную оболочку, сигнал проходит более четкий, качественный. То есть качество интеллекта улучшается.
Также в пожилом возрасте на первый план выходит ретроспективная память. Человек относительно легко вспоминает в деталях события, произошедшие с ним в детстве. Однако ухудшается кратковременная память, когда он не помнит название лекарства, за которым пришел в аптеку.
Это мы поговорили про память. Чтобы тренировать память, нужно делать очень простые вещи:
- заучивать наизусть стихи;
- играть в шахматы (в шашки, домино, карты любые настольные игры тоже можно) но шахматы - самый лучший способ избежать маразма;
- гулять на свежем воздухе и проветривать квартиру, особенно комнату, в которой спишь. Логично - дай кислорода мозгу и он ответит тебе здоровыми сосудами;
- давать себе физические нагрузки (тоже логично - кровь лучше циркулирует по организму, к мозгу идет больше кислорода);
- читать и слушать книги - умственная нагрузка;
- рисовать, или лепить, или все вместе. Это развивает мелкую моторику. Если есть внуки - можно с ними, а если нет еще - можно в кружке, можно самому себе дома, кто знает может это вообще ваш талант;
- вязать крючком или спицами, шить вручную. Схема таже, что и в предыдущем пункте - моторика, а также спокойствие, что также положительно влияет на память и вообще на функции мозга.
Когда дети маленькие, мы учим их держать ложку, не путать правый ботинок с левым и завязывать шнурки. Когда мы достигаем возраста 45-50-60 лет, мы оказываемся в мире, где мы - младенцы и много не знаем или не понимаем. Какие проблемы, не понимаем - давайте изучать.
Не надо идти, кряхтя в магазин, и приобретать "бабушкофон". Покупайте современный смартфон, бюджетный, но функциональный и изучайте его.
Мой хороший знакомый в 71 год купил ноутбук, так как его не устраивала скорость работы аспирантов и лаборантов кафедры, на которой он работал. Сейчас ему 84 года. Он сам делает презентации, печатает статьи в журналы, работает с офисными программами и таблицами. Моей маме 65, она спокойно работает с компьютером, не выпускает из рук смартфон.
Зато одна из моих подруг - 47-летняя женщина, которая "из принципа" пользуется кнопочным телефоном, не умеет пользоваться электронной почтой и с большим трудом зарегистрировалась на госуслугах (с помощью детей). Я называю ее динозавром. И часто предлагаю вынести из дома холодильник и телевизор, мясо хранить в леднике, а новости узнавать по радио, ну или газеты выписывать...
Есть факторы риска, которые могут снижать наши умственные способности, причем стремительно, самые распространенные:
- сахарный диабет;
- сосудистые заболевания, в том числе гипертония;
- курение;
- неумеренное потребление алкоголя;
- хронические и острые стрессы;
- ограниченный круг общения или отсутствие общения;
Их надо знать, понимать, что они влияют как на физическое и психическое самочувствие, так и на когнитивные способности. С ними надо бороться, а способы борьбы - общеизвестны.
А еще одним способом оставаться умственно здоровым в любом возрасте является способность любить. Любить, сопереживать, сочувствовать. На такое способен только полноценный мозг, только зрелый человек.
Кто-то из юмористов сказал: мудрость не всегда приходит с возрастом, иногда возраст приходит отдельно.
С одной стороны да, а с другой, мудрость редко приходит к молодым. Мудрость - это развитый эмоциональный интеллект, это глубокий ум, опирающийся на опыт. Если про юношу мы можем сказать, что у него блестящий и быстрый ум, то комплиментом зрелому человеку будет назвать его мудрым.
В общем, неправда это, что старики глупеют. Если интеллектом не отмечен с молодости, то и с возрастом не поумнеешь. А если мы имеем с детства живой ум, который развиваем и бережем, то наше будущее - мудрый, спокойный, любящий и любимый, уважаемый зрелый взрослый, пожилой человек.
Лично для меня пример - недавно ушедшая прабабушка жены моего брата. Почти в 90 лет она, увидев один раз, 3 года назад мою дочь, вспомнила, как ее зовут, откуда она приехала. До самой смерти активно общалась с детьми, внуками, правнуками, к ней шли за советом и поступали так, как она говорила. При этом она жила в своем доме, каждый день занималась хозяйством, помощь от детей принимала, но в целом за всем следила и многое делала сама.
Желаю и вам острого ума и мудрости. Не списывайте себя со счетов раньше времени, ведь мы не знаем, что нас ждет дальше и какие еще таланты мы в себе можем найти. Главное не останавливаться, а жить полноценно, развиваться.
Если вам есть что сказать, пишите в комментариях, подписывайтесь, буду рада обратной связи.