Найти в Дзене
Школа Поликлета

Юбилей прохождения первой автоколонны по "дороге жизни". 41 фото 1941-1943 годов

Ремонтные летучки по обеспечению ремонта транспорта на ледовой трассе "Дороги жизни". Зима 1941-1942 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонтные летучки по обеспечению ремонта транспорта на ледовой трассе "Дороги жизни". Зима 1941-1942 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда

В эти дни исполняется 80 лет началу функционирования ледовой трассы № 101 (102) более известной, как "дорога жизни". Несмотря на то, что бои за Тихвин почти полтора месяца не позволяли ритмично подвозить необходимые грузы для Ленинграда, за период отсутствия навигации на берегу Ладоги скопилось значительное количество боеприпасов, ГСМ, других материалов и, главное, продовольствия, которые были очень нужны блокадному городу и их требовалось срочно вывозить. В городе уже начинался голод, снижались нормы выдачи продовольствия.

10 ноября 1941 года завершилась навигация по реке Волхов, причин было две: 1) река начала замерзать, 2) фронт по реке рухнул и фашисты уже во многих местах действовали далеко за рекой, пал Тихвин. Авиационное снабжение Ленинграда велось с высокой интенсивностью, но было рискованным и совершенно недостаточным, поэтому ещё в октябре начались работы по подготовке к движению грузов по льду. Поскольку участок железной дороги через Тихвин был в руках немцев, снабжение первоначально стали организовывать от станции Заборье, что сильно расстягивало маршрут. Только после того, как фашисты были выбиты из Тихвина и образовался Волховский фронт, т.е. примерно с конца декабря, основным логистическим узлом стала Новая Ладога, а ближайшим к городу пунктом на большой земле станция Кобона. Со стороны блокадного кольца дорога тоже имела две крайних точки: деревню Коккорево и мыс Осиновец.

После того, как на Ладоге встал лёд, для проверки дороги из Ленинграда был отправлен конно-санный обоз от Коккорево направлением на Кобону. Транспортировку осуществлял батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Обоз состоял из 350 упряжек. Утром 20 ноября он отправился в путь и вечером того же дня он прибыл на восточный берег, загрузился мукой и ночью выдвинулся обратно, прибыв на мыс Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки. В это же время были совершены первые пробные рейсы на порожних машинах ГАЗ-АА. Было установлено, что лёд уже держит грузовики и 22 ноября на восточный берег выдвинулась первая автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автобата капитана В. А. Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня. Так начала свою работу знаменитая "дорога жизни", дествовавшая на Ладоге два зимних сезона в 1941-1942 и 1942-1943 годах. Как это выглядело вы можете увидеть на фотографиях ниже.

Ремонт техники на ледовой трассе "Дороги жизни". 1941-1942 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонт техники на ледовой трассе "Дороги жизни". 1941-1942 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Зенитчики военно-автомобильной дороги № 101 («Дороги жизни») ведут огонь по противнику во время воздушного налёта на ледовой трассе через Ладожское озеро. Март 1942 года. ЦГАКФФД СПБ. Бр 64439. Фотографы Р.А. Мазелев, В.Г. Федосеев
Зенитчики военно-автомобильной дороги № 101 («Дороги жизни») ведут огонь по противнику во время воздушного налёта на ледовой трассе через Ладожское озеро. Март 1942 года. ЦГАКФФД СПБ. Бр 64439. Фотографы Р.А. Мазелев, В.Г. Федосеев
Грузовые автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда по подтаявшему льду Ладожского озера. 12 апреля 1942 года. Фотограф Р. Мазелев
Грузовые автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда по подтаявшему льду Ладожского озера. 12 апреля 1942 года. Фотограф Р. Мазелев
Автомобили на водно-ледяной трассе Ладожского озера — «Дороге Жизни». Апрель 1942 года. Фотограф А. Бродский
Автомобили на водно-ледяной трассе Ладожского озера — «Дороге Жизни». Апрель 1942 года. Фотограф А. Бродский
Советский грузовик ГАЗ-АА на ледовой дороге через Ладожское озеро. Водитель открыл дверь на случай, если придётся выпрыгивать. Апрель 1942 года
Советский грузовик ГАЗ-АА на ледовой дороге через Ладожское озеро. Водитель открыл дверь на случай, если придётся выпрыгивать. Апрель 1942 года
Автомашины на ледовой трассе Ладожского озера. Апрель 1942 года. ЦГАКФФД СПб. Ар 14735. Фотограф С.Г. Нордштейн
Автомашины на ледовой трассе Ладожского озера. Апрель 1942 года. ЦГАКФФД СПб. Ар 14735. Фотограф С.Г. Нордштейн
Машины с продовольствием идут в Ленинград по подтаявшему льду Ладожского озера весной 1942 года. Фотограф Р. Мазелев
Машины с продовольствием идут в Ленинград по подтаявшему льду Ладожского озера весной 1942 года. Фотограф Р. Мазелев
Мост через трещину строят военнослужащие дорожных частей. На трассе – 2 автомашины ГАЗ-АА. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Мост через трещину строят военнослужащие дорожных частей. На трассе – 2 автомашины ГАЗ-АА. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Проезд через трещину по деревянному мостку. Машина ГАЗ-АА с людьми. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Проезд через трещину по деревянному мостку. Машина ГАЗ-АА с людьми. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Выезд на лёд "Дороги жизни". Переезд через железнодорожные пути. На заднем плане – въездные ворота. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Выезд на лёд "Дороги жизни". Переезд через железнодорожные пути. На заднем плане – въездные ворота. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Автомашины с продовольствием для Ленинграда движутся вдоль трассы по льду Ладожского озера. 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 8832. Фотограф Р.А. Мазелев
Автомашины с продовольствием для Ленинграда движутся вдоль трассы по льду Ладожского озера. 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 8832. Фотограф Р.А. Мазелев
Ладожская трасса. Работы около пробоины – укладка щитов через пробоину. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ладожская трасса. Работы около пробоины – укладка щитов через пробоину. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Машины, гружённые боеприпасами для Ленинграда, на трассе № 101 (102). 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 28187. Фотограф В.Г. Федосеев
Машины, гружённые боеприпасами для Ленинграда, на трассе № 101 (102). 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 28187. Фотограф В.Г. Федосеев
Автомобили на Ладожском озере у поворота на станцию Кобона. 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 8533. Фотографы Р.А. Мазелев, В.Г. Федосеев
Автомобили на Ладожском озере у поворота на станцию Кобона. 1942 год. ЦГАКФФД СПБ. Ар 8533. Фотографы Р.А. Мазелев, В.Г. Федосеев
Аэросани (тип РФ – 98) уходят в дозор. Ладожское озеро. 1942 год. Фотограф Б. Васютинский. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Аэросани (тип РФ – 98) уходят в дозор. Ладожское озеро. 1942 год. Фотограф Б. Васютинский. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонтная бригада на "Дороге жизни". 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонтная бригада на "Дороге жизни". 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
После аварии на ледовой трассе. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
После аварии на ледовой трассе. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Машина на ледовой трассе, провалившаяся передними колёсами в воронку 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Машина на ледовой трассе, провалившаяся передними колёсами в воронку 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Водители-многорейсовики Ладожской трассы у бюллетеня читают информацию. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Водители-многорейсовики Ладожской трассы у бюллетеня читают информацию. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Повреждения в ледовом полотне трассы, строительство моста через разрушенный участок. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Повреждения в ледовом полотне трассы, строительство моста через разрушенный участок. 1942 год. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонт подвижного состава. 1941-1943 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ремонт подвижного состава. 1941-1943 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
На перекрестке дорог. Кобона. На льду Ладоги. 1942-43 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
На перекрестке дорог. Кобона. На льду Ладоги. 1942-43 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Плакат, посвящённый пятёрке Гольберга, разгрузившей пульман № 30. Ваганово-Коккорево. 1942-1943 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Плакат, посвящённый пятёрке Гольберга, разгрузившей пульман № 30. Ваганово-Коккорево. 1942-1943 годы. Из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Машина провалилась правыми колёсами под лёд, справа – командирский состав 64-го ЭДБ. Ледовая трасса. 1943 год
Машина провалилась правыми колёсами под лёд, справа – командирский состав 64-го ЭДБ. Ледовая трасса. 1943 год
Прокладка трассы по дороге № 101 (102). [1941-43 годы]
Прокладка трассы по дороге № 101 (102). [1941-43 годы]
Колонна грузовиков следует в сумерках по "Дороге жизни" на Ладожском озере. [1942-1943 годы]. Фотограф Р. Мазелев
Колонна грузовиков следует в сумерках по "Дороге жизни" на Ладожском озере. [1942-1943 годы]. Фотограф Р. Мазелев
Снегоуборочная машина на "дороге жизни". [1941-1943 года]
Снегоуборочная машина на "дороге жизни". [1941-1943 года]
Регулировщик на льду Ладожского озера. [1941-1943 годы]
Регулировщик на льду Ладожского озера. [1941-1943 годы]
Грузовик идёт на погрузку у станции Кобона. [1941-1943 годы]
Грузовик идёт на погрузку у станции Кобона. [1941-1943 годы]
Анастасия Антипина - водитель на трассе № 101 (102). [1941-43 годы]
Анастасия Антипина - водитель на трассе № 101 (102). [1941-43 годы]
Регулировщик возле указателя к порту Кобона на ледовой трассе Ладожского озера. Слева виден автомобиль ГАЗ М1. [1941-1943 годы]
Регулировщик возле указателя к порту Кобона на ледовой трассе Ладожского озера. Слева виден автомобиль ГАЗ М1. [1941-1943 годы]
Регулировщики на трассе № 101 (102). [1941-1943 годы]
Регулировщики на трассе № 101 (102). [1941-1943 годы]
Ремонтная машина на трассе № 101 (102). [1941-1943 года]
Ремонтная машина на трассе № 101 (102). [1941-1943 года]
Работники ЭПРОНа поднимают танк со дна Ладожского озера. [1941-1943 годы]
Работники ЭПРОНа поднимают танк со дна Ладожского озера. [1941-1943 годы]
Грузовик везёт зерно в блокадный Ленинград. [1941-1943 годы]
Грузовик везёт зерно в блокадный Ленинград. [1941-1943 годы]
Автобусы идут по "дороге жизни". [1941-1943 годы]
Автобусы идут по "дороге жизни". [1941-1943 годы]
Авиация прикрывает "дорогу жизни". [1942-1943 годы]
Авиация прикрывает "дорогу жизни". [1942-1943 годы]
Водитель осматривает ходовую часть перед въездом на ледовую магистраль. [1942-43 годы]
Водитель осматривает ходовую часть перед въездом на ледовую магистраль. [1942-43 годы]
Эвакуация ленинградцев по "дороге жизни". [1942-1943 года]
Эвакуация ленинградцев по "дороге жизни". [1942-1943 года]
Транспорт идёт по подтаявшей дороге № 101 (102). [1942-43 годы]
Транспорт идёт по подтаявшей дороге № 101 (102). [1942-43 годы]

Продолжение

Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки